Специалисты первой в России сертификации Urban Grade и аналитический центр ФД «Неометрия» сравнили новостройки бизнес-класса в Москве и Сочи и выяснили, что на юге средневзвешенная цена предложения выше на 8%, а проекты отличаются от столичных обязательным наличием бассейна, спа-центра, консьерж-сервиса и доверительного управления.
По данным Urban Grade и федерального девелопера «Неометрия», в Москве сейчас реализуется 150 проектов бизнес-класса общей площадью 1,4 млн кв. м, из которых только 64% в полной мере соответствуют сложившимся критериям этого сегмента. Остальные проекты по тем или иным параметрам отходят от стандартов бизнес-класса, в первую очередь, из-за локации, уровня благоустройства, систем безопасности и инфраструктуры, количества машиномест. Средневзвешенная цена предложения в столичном бизнес-классе составила 526,5 тыс. за кв. м, средний бюджет покупки – 27,7 млн рублей, а средняя площадь в предложении – 55 кв. м.
В Сочи представлено 32 новостройки бизнес-класса с 165 тыс. кв. м в реализации, из которых 52% соответствует характеристикам своего сегмента. Не вошедшие в это число проекты по тем или иным параметрам уступают требованиям бизнес-класса преимущественно из-за отсутствия важных для регионов рекреационных опций – аква-зоны, спа, большой благоустроенной территории, сервисных услуг. Средневзвешенная цена предложения в сочинском бизнес-классе составила 569,6 тыс. за кв. м, средний бюджет покупки – 24,99 млн рублей, а средняя площадь в предложении – 44 кв. м.
Эксперты Urban Grade помимо базовых требований в каждом классе жилья, отмечают которые актуальны для любого российского проекта, еще локальную специфику, обусловленную особенностями климата, образа жизни, развития рынка в конкретном регионе.
Например, на Крайнем Севере, помимо базового набора характеристик для каждого класса, существуют важные именно для этой местности требования – к теплоизоляции зданий, наличию двойных и тройных стеклопакетов, использованию морозостойких материалов. На юге своя специфика – в зависимости от класса жилья в проекте обязательны системы полива и охлаждения на придомовой территории, в высокобюджетных сегментах – всесезонный бассейн с шезлонгами, адиабатическое охлаждение, видовые террасы с зонами отдыха, консьерж-сервис и доверительное управление.
«За последние годы для покупателей Сочи стал полноценной альтернативой международным курортам и «вторым домом», что повлияло на развитие новых жилых проектов. Например, в инфраструктуру нашего проекта «Лестория» в районе Кудепста мы дополнительно включили аква-зону площадью 473 кв. м с двумя круглогодичными бассейнами, баром, солярием с лежаками и сауной, что повысило класс проекта до уровня «бизнес». Покупатели сочинского бизнес-класса ожидают высокий уровень сервиса и наполненную внутреннюю инфраструктуру: видовые террасы, функциональные пространства для прогулок, отдыха и спорта, всесезонные бассейны. В нашем проекте аква-зона дополнит территорию ЖК, где уже запланированы 55 различных зон для досуга, а также станет продолжением концепции всесезонного отдыха, в рамках которой мы благоустраиваем и набережную реки Кудепсты, устанавливая перголы и шезлонги», – отметила директор по продажам федерального девелопера «Неометрия» Анна Сапегина.
По мнению экспертов Urban Grade и ФД «Неометрия», самые «продвинутые» проекты бизнес-класса в России представлены в Москве и Сочи. В столице делают упор на необычные архитектурные решения, планировочные фишки (вроде, квартир с камином или сауной) и разнообразие внутренней инфраструктуры (коворкинг, общественная гостиная, детский центр и т.д.). Большой выбор конкурирующих объектов в Москве заставляет девелоперов «удивлять» клиентов, поэтому встречаются такие нестандартные опции, как полноценный гастрокластер, спортивный центр, арт-пространство с работами известных художников, даже авиарий-флорариум.
«В Сочи, где почти 50% покупателей класса бизнес и выше, – жители Москвы, люди ищут в жилых проектах возможности для отдыха, восстановления и расслабления, поэтому наиболее востребованы иные, чем в столице опции: аква-зона, СПА, большие спортивные центры на свежем воздухе, велнес- и оздоровительная инфраструктура. Столичные клиенты задают высокую планку для жилых проектов в Сочи, плюс большой туристический поток, бурное развитие самого города – совокупность этих стимулов «толкает» сочинский бизнес-класс вверх, порой к более высокому, чем в Москве уровню. Я не устаю повторять, уже не первый год лично посещая десятки региональных ЖК, что региональный девелопмент во многом не только не уступает, но и превосходит столичные проекты, и Сочи – яркий тому пример», – добавила Ольга Хасанова, CEO и учредитель премии Urban.