Пространство Третьяковской галереи на Крымском Валу претерпевает масштабные изменения. Внутренний двор музея впервые станет площадкой не только для временных инсталляций, но и местом зарождения будущего парка современной скульптуры.
Одна из задач проекта – утверждение роли современного искусства в общественном пространстве города. Идея принадлежит культурологу Инне Крымовой: «Наша цель — привлечь общественный интерес, спонсоров и донаторов к формированию коллекции. Паблик-арт — это, прежде всего, монументальная скульптура. Но не только. Это масштабные произведения: инсталляции, объекты театрального искусства…». С 7 октября 2019 года во дворе Новой Третьяковки поселятся три «человека» Игоря Шелковского – «стоящий», «шагающий» и «бегущий». Трехметровые металлические скульптуры созданы специально для открытого пространства, их ржавые «тела» не боятся дождя, снега, лучей палящего солнца. Давняя мечта Шелковского о выходе современной скульптуры в город осуществилась благодаря дару коллекционеров Алины и Дмитрия Пинских, который отметил первый шаг в новой практике Третьяковской галереи. Это движение навстречу общественному пространству созвучно будущему Третьяковки, которая, по замыслу автора концепции реконструкции здания архитектора Рэма Колхаса, станет «открытым музеем».
Игорь Шелковский – один из ведущих художников современности, его имя тесно связано с историей русского неофициального искусства 1960–1980-х годов. Скульптор, живописец, график, с начала 1970-х годов он последовательно создает и развивает свой пластический мир. Творческая биография Игоря Шелковского не исчерпывается заслугами прошедшего времени, о чем свидетельствует не только активная выставочная история последних лет, но и проект, созданный специально для пространства Третьяковской галереи на Крымском Валу и представленный в 2017 году — «Город дорог». Инсталляция, объединившая 10 объектов, один из которых был увеличен до пятиметровой высоты, впервые представила скульптуру Шелковского в монументальном масштабе.
Однако, если инсталляция «Город дорог» имела характер временного сооружения и не могла стать частью коллекции Третьяковской галереи, то предлагаемые в дар скульптуры созданы из специально обработанного металла и могут быть представлены не только в залах экспозиции, но и в открытом пространстве.
«Человек стоящий», «Человек шагающий» и «Человек бегущий» – продолжение серии «Люди», над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно произведения из этой серии были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры.
Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда по созданию моделей нового мира. По признанию самого мастера, знакомство с авангардом, состоявшееся в 1960-е годы во многом благодаря посещению запасников Третьяковской галереи в период работы реставратором фресок, оказало важнейшее влияние на формирование его творчества. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого – «человек как „мера всех вещей“». И именно «человек» в трех разных состояниях своего движения первым среди экспонатов коллекции Третьяковской галереи вышел из залов навстречу зрителю.
Игорь Шелковский (р. 1937) — признанный классик современного российского искусства. Он начинал в конце 1950-х годов. С 1970-х занимается преимущественно скульптурой. С 1976 года Шелковский жил во Франции, где издавал знаменитый журнал о русском неофициальном искусстве «А–Я». Сейчас у него две мастерские, в Москве и пригороде Парижа. Работы Игоря Шелковского находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, центра Помпиду, фонда Людвига. В Третьяковской галерее зимой 2017—2018 годов проходила персональная выставка Игоря Шелковского «Город дорог».