Что сказал бы Зигмунд Фрейд, если бы Караваджо, Климт, Шиле, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Гойя были его пациентами?
10 февраля 2018 года в ARTPLAY открылась новая мультимедийная выставка «Страсти по Фрейду», которая перенесет зрителя на «темную сторону» знаменитых художников. Посетители выставки увидят соблазнительную невинность и хладнокровное насилие, ужас рождения и радость смерти, тело как объект восхищения и желания и блуждания человеческого сознания вне тела. Безумная смесь современной музыки и классических полотен, которая поможет каждому открыть собственные бессознательные желания.
Выставка «Страсти по Фрейду» – это первый проект компании Artplay Media, который посвящен не отдельным художникам (Босху, Микеланджело или Ван Гогу), а теме – телесности и сексуальности. Выставка рассказывает о тех высоких чувствах и низких желаниях, которые присущи каждому человеку и показывает историю насилия и влечения через призму человеческого тела.
Проект исследует работы художников с помощью психоанализа, как это сделал Зигмундт Фрейд в своей работе «Художник и фантазирование». Эта история созвучна всем, кто влюбляется и расстается, кто проверят на прочность свои отношения и пытается найти границы своей сексуальности.
На этот раз создатели выставки не ограничились одним лишь переосмыслением работ старых мастеров. Специально для выставки были отсняты видео с участием контрмодельного агентства Lumpen, пропагандирующего неклассическую для индустрии модельную внешность. Эти видео станут частью мультимедийного контента. А в аванзале можно будет увидеть фотовыставку, рефлексирующую на тему телесности с участием тех же моделей.
В проекте «Страсти по Фрейду» нашлось место и современной российской литературе. В мультимедиа зале зрители услышат закадровый текст, состоящий из отрывков различных произведений Игоря Яркевича. Текст читает актер Театра Наций Владимир Еремин. Именно его голосом говорит Аль Пачино во всех фильмах, дублированных на русский.
Мнение критики о Яркевиче колеблется по всему диапазону— от «живого классика» до «самого страшного и скандального писателя» в современной литературе. В 2011 году писатель стал лауреатом премии «Нонконформизм» (с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка»).
Мультимедийная часть проекта разелена на 7 новелл, каждая из которых исследует тему телесности по-своему.
Новелла 1: Интро
Рождение человека – это прекрасно и страшно одновременно. Рождение – синоним боли, крови и испытаний, через которые проходит все живое, появляясь на свет.
Новелла 2: Невинность
Может ли обнаженное человеческое тело быть символом невинности? Что мы чувствуем, глядя на Давида Микеланджело, на Венеру Ботичелли или на Диониса Караваджо? В наших эмоциях есть и тонкая нежность, но там же найдется место и соблазну.
Новелла 3: Любовь
Человеческим телом можно обладать, восхищаться, наслаждаться. А можно просто любить. И здесь тело перестает быть вещью и становится вместилищем бессмертной души.
Новелла 4: Насилие
Даже у большой любви есть границы. Где они? Можно ли их найти? Где заканчивается любовь?
Новелла 5: Плоть
Возбуждает ли нас плоть, неодушевленная любовью? Нужно ли чувство, чтобы испытать влечение или достаточно обнаженного тела?
Новелла 6: Смерть
Границы тела – смерть. В этот единственный момент, к которому каждый человек идет с самого своего рождения, исчезает любовь, исчезает ожидание и страдание тоже исчезает. Смерть – это секунда. Самая странная, трагичная и в тоже время забавная секунда в жизни человека.
Новелла 7: Сон
Жизнь после жизни. Блуждание человеческой души вне тела. В этой пустыне вот-вот произойдет рождение чего-то нового, чего-то, что станет началом следующей главы.
Список художников:
Эгон Шиле, Франсуа Буше, Эдгар Дега, Пьер Боннар и Наби, Обри Бердслей, Эдвард Мунк, Харменс Ван Рейн Рембрант, Франсиско Гойя, Петр Пауль Рубенс, Микеланджело Меризи да Караваджо, Густав Климт, Микеланджело Буанарроти, Тициан, Сандро Боттичелли, Себастьяно дель Пьомбо, Лукас Кранах, Генрих Фюссли, Адольф и Вильям Бурго.
Фрейд об искусстве
Несмотря на то, что сам Зигмунд Фрейд называл себя дилетантом в искусстве, исследованию этой темы он посвятил целую книгу – «Художник и фантазирование». Художественное произведение для Фрейда — прежде всего проявление бессознательного. Он пишет: «Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту. (…) Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника».
Интересны взгляды Фрейда на личность художника: художник отличается от обыкновенного человека силой внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену неудовлетворенным желаниям. По Фрейду художник — это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к безумию. Однако, по мнению Фрейда, если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений.
Бессознательный гений
Важна ли личность художника и образ его жизни для понимания его работ? Рассмотрим на конкретных примерах. Микеланджело Буонарроти не скрывал своей тяги к юношам, и его лирика — сплошная платоническая гомоэротика. Леонардо да Винчи биографы обвиняли в сексуальных связях с учениками, и его картины «Вакх» и «Иоанн Креститель», прославляющие красоту молодого мужского тела, не оставляют сомнений в ориентации художника. Чуть позже появляется и лесбийский сюжет — например, популярная история Овидия о Юпитере, принявшем облик Дианы, чтобы соблазнить нимфу Каллисто, на полотне Рубенса.
Что касается Микеланджело да Караваджо, то основную часть сведений о его жизни исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных убийства. Обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – очень много. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой».
Наш современник, живший в 20 веке художник Эгон Шиле, считается весьма противоречивой фигурой в истории искусства из-за почти порнографических рисунков. На заре своей творческой карьеры Шиле был арестован по обвинению в совращении несовершеннолетней – речь шла о его модели, любовнице и бывшей куртизанке Валери Нойзель. Шиле жил в Вене в эпоху зарождения фрейдизма, когда в обществе впервые заговорили о важности сексуальности человека. Художник начал исследовать эту тему, создавая автопортреты. Ранее в мире искусства ню и автопортрет были разными жанрами. Шиле решил их объединить.
Вот что пишет о Шиле историк искусства Аркадий Ипполитов: «Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я. В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия «автопортретов мастурбатора».