В Москве объявили о проведении саммита по возрождению исторического наследия «Ru.Локация»

В России набирает темпы тренд на создание частных музеев, культурных институций и новых туристических локаций в воссозданных исторических объектах. До 2030 года должно быть восстановлено не менее тысячи исторических объектов.

5 декабря в рамках подготовки к форуму «Ru.Локация» в музее «Собрание» прошел бизнес-завтрак на тему «Новая жизнь в старых стенах».

На завтраке анонсировали проведение третьего форума, посвященного сохранению и возрождению исторического наследия, и представили несколько кейсов адаптации таких объектов под современное культурное использование.

Сохранение объектов культурного наследия (ОКН) − сегодня важная государственная задача. В начале 2024 года президент РФ Владимир Путин поручил сформировать долгосрочную программу сохранения ОКН на 20 лет. Согласно программе, до 2030 года 1 тыс. ОКН должна быть приведена в порядок. Сейчас каждый шестой исторический объект из 155 тыс. находится в критическом состоянии.

В 27 регионах России на торгах «Дом.РФ» было реализовано 94 таких объекта в 27 регионах, 10 из них в 8 регионах уже восстановлено.

«Вместе с государственными усилиями на местах набирают темпы частные инициативы по возрождению исторического наследия. Мы видим все большее количество проектов, даже в самых отдаленных уголках России. Платформа «Ru.Локация» помогает активным неравнодушным людям встретиться, обменяться опытом, поделиться сложностями и лайфхаками, рассказать об успехах и планах своих проектов», – отметила Наталья Воронкова, сооснователь платформы «Ru.Локация» на бизнес-завтраке.

В феврале 2025 года платформа «Ru.Локация» проведет уже третий форум. В этот раз формат изменится – состоится саммит «Ru.Локация». «Мы не могли не откликнуться на запросы наших участников предыдущих форумов, на запрос общественности – тема возрождения нашей истории набирает популярность и становится по-хорошему модной. Саммит будет состоять из четырех больших частей: конкурс проектов, деловая программа на саммите, экспо-зона и питчинг проектов», – рассказала Наталья Воронкова. Деловая программа будет включать в себя выступления 25 спикеров и представлять успешные кейсы трех регионов.

Конкурс «Лучшие проекты в области адаптации объектов культурного наследия и их интеграция в городскую среду» платформа «Ru.Локация» запускает с января 2025 года. Жюри будет оценивать не столько качество реставрации объекта, сколько практическую целесообразность и экономические перспективы проекта. «Велик ли потенциал для новой жизни в старых стенах? Будет ли проект пользоваться успехом, в том числе коммерческим?» – объяснила Наталья Воронкова. Победители конкурса будут объявлены в феврале.

Тогда же, в феврале состоится саммит «Ru.Локация», ключевой темой которого станет сохранение культурного наследия и социальной памяти применительно к новой экономике и с учетом технологического развития − в частности, прогресса в области искусственного интеллекта.

Как рассказала Ирина Узденова, сооснователь проекта «Ru.Локация», соавтор проекта «Казачья ассамблея», сооснователь проекта «Этно-хутор Старозолотовский», вместе с саммитом «Ru.Локация» в феврале пройдет событие-спутник «Казачья ассамблея». В 2025 году это будет уже многодневное событие, где  будут демонстрироваться все слои культуры российского юга: народный промысел, туристические объекты, костюм, гастрономия, музыка. «Мы увеличиваем охват проекта, потому что чувствуем колоссальный отклик у публики. Нам удалось донести идею о том, что прославлять и любить свой край – это красиво, популярно, социально важно», – поделилась Ирина Узденова.

Последние годы с ростом популярности российских локаций, местных брендов, развитием внутреннего туризма набирает темпы тренд возрождения наследия, ревитализации заброшенных территорий, восстановления руинированных исторических зданий. Такие объекты становятся местными магнитами, создающими вокруг себя целую экосистему: туристическую, социальную, экономическую, рабочую, научно-исследовательскую.

О создании частных музеев, преградах и сложностях на пути основателей, о роли культурных институций в жизни общества поговорили участники бизнеса-завтрака «Ru.Локация».

Участники дискуссии:

Наталья Воронкова, основатель проекта «Ru.Локация».

Ирина Узденова, основатель проекта «Ru.Локация», основатель проекта «Этно-хутор Старозолотовский», входящего в список «Сто красивейших городков и деревень мира».

Борис Фридман, коллекционер изданий livre d’artiste, почетный член Российской академии художеств.

Кристина Бакшутова, старший научный сотрудник Музея Международного нумизматического клуба.

Ксения Смирнова, заместитель директора по просветительской работе Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Майя Сантимирова, коллекционер и основательница проекта «Палаты на Льва Толстого».

Участники бизнес-завтрака поговорили о том, что современные музеи – не столько хранилища ценных предметов, сколько полноправные участники общества: они влияют на культурную и социальную повестку, меняют пространство вокруг себя. Ирина Узденова привела в пример проект «Этно-хутор Старозолотовский» в Ростовской области, который стал местом притяжения десятков тысяч туристов. Восстановлением и развитием хутора Старозолотовского в Ростовской области семья Узденовых занимается более 25 лет. «Меня часто спрашивают: как найти нужное место, куда применить свои деньги и душу. Я уверена, что не надо его специально искать − это место рядом», – поделилась Ирина Узденова. А начался музей с декораций фильма «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка, которые были перевезены в хутор после съемок. Постепенно вокруг них вырос музей: построили настоящие курени – мазанки, плетни. На территории музея более двух тысяч экспонатов. Практически всё создавалось вручную.

Историческое наследие само является дополнительным объектом интереса посетителей музея, отметили участники дискуссии. «Исторический памятник уже несет в себе смысл, за которым приходит посетитель», – подчеркнула Ксения Смирнова, заместитель директора по просветительской работе Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Музей архитектуры располагается в памятнике истории и архитектуры – Доме Талызиных, и помимо экспозиций публике демонстрируется и здание: в усадьбе проводят экскурсии, читают лекции.

Спикеры бизнес-завтрака «Новая жизнь в старых стенах» поделились кейсами о том, как адаптировали историческое наследие к современным потребностям музеев, выставочных пространств; с какими сложностями и вызовами столкнулись; какие концепции выбрали.

Здание Музея Международного нумизматического клуба до реставрации было почти руинами: «Без окон и крыши, в подвале – вода, – вспоминает Кристина Бакшутова, старший научный сотрудник музея. – Здание хотели снести». Сейчас в палатах XVII века проходят нумизматические выставки. Музей адаптирует историческую архитектуру под свои нужды: своды дополняют атмосферу выставок, а все сложные технологические решения применены на втором, современном этаже.

Демонстрировать монеты сложно − и технически, и концептуально. Обычно предметы демонстрируют только с одной стороны. В музее Международного нумизматического клуба витрины оборудованы так, чтобы можно было рассмотреть монету с двух сторон, под увеличением.

Майя Сантимирова, коллекционер и основатель проекта «Палаты на Льва Толстого» рассказала о другом подходе к организации отреставрированного исторического пространства: «Наша концепция: палаты XVII века – для людей. Мы ничем не ограничиваем своих посетителей, у нас нет ленточек, дети бегают по всем палатам. Мы не музей. Мы выставочное пространство». «Палаты на Льва Толстого» сотрудничают с галереями, здесь проходят выставки, презентации. «Мы хотели подчеркнуть современного человека. Мы научились собирать эпохи, декодировать историю и показывать ее в современном мире», – пояснила она.

Иногда музей появляется под коллекцию. Не всегда можно найти пространство, в котором можно было бы правильным образом продемонстрировать собрание шедевров. Таким кейсом поделился  Борис Фридман, коллекционер изданий livre d’artiste.

Livre d’artiste обычно переводят как «книги художника». Эти издания делались в первую очередь для того, чтобы показать работу художника. Там обязательно присутствует оригинальная печатная графика. Никаких иллюстраций, никакой полиграфии – только оригинальные произведения искусства: офорты, литографии, ксилографии. Поэтому книги не переплетаются, страницы просто вкладываются в футляр.

Хотя у коллекции Бориса Фридмана нет сложностей с показами – за 12 лет собрание участвовало в 20 выставках в России и за рубежом – тем не менее для бесценных изданий был создан уникальный корпоративный музей в головном офисе группы IT-компаний «Ланит». «Мы реализовали наше представление о том, как надо показывать такую коллекцию, – рассказал он. – Конечно, это не обычный музей, куда можно купить билет и прийти. Но мы открыты для всех, кому интересна эта тема, мы проводим встречи, открытые вечера».

Участники бизнес-завтрака сошлись во мнении, что современный музей − это не просто собрание ценных предметов; актуальная задача – работа со смыслами, выходящими за рамки только экспозиции. Культурный объект изменяет среду,  формирует площадку для обмена знаниями и идеями и становится точкой притяжения. Исторические здания помогают посетителям ощутить ход времени и истории, пробросить мостик между прошлым и современностью. И в конечном итоге – обеспечить более глубокое прочтение смыслов экспозиции.