В ноябре 2024 года Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина открыл уникальную химико-технологическую лабораторию

Этой осенью лаборатория обрела собственное пространство и новое оборудование, что позволило ЦХЭ им. И. Е. Репина выйти на новый уровень в экспертизе произведений искусства.

ЦХЭ им. И. Е. Репина занимается химико-технологическим исследованием предметов искусства, регулярно обновляя оборудование своей лаборатории и расширяя ее возможности. На сегодняшний день в Центре художественной экспертизы работает целый штат технологов — специалистов, прошедших обучение в крупнейших московских музеях и институтах реставрации. Работа с произведением искусства требует не только умения обращаться с аппаратурой, но и обширных знаний в области истории искусства, а также традиций применения различных технологий в разных странах и художественных школах. В отличие от представителей других профессий художники редко работают по шаблону, предпочитая экспериментировать с пигментами, связующими, основами и самой техникой наложения красок.

Руководитель Центра художественной экспертизы им. И. Е. Репина Виктор Шпенглер, подчеркнул: «Чем с более крупным мастером приходится сталкиваться эксперту, тем меньше шаблонных решений будет обнаружено в процессе исследования работы. Автор может вернуться к своему первоначальному замыслу спустя много лет и значительно переделать картину, но иногда это может быть сделано не очень умелыми учениками и последователями или вообще художником другой эпохи. Именно поэтому химики-технологи являются уникальными междисциплинарными специалистами, работающими с произведениями искусства вместе с экспертами-искусствоведами».

ЦХЭ им. И. Е. Репина обладает единственной в Москве лабораторией, занимающейся технико-технологическим исследованием и живописных, и графических произведений. Особое внимание уделяется изучению работ, созданных на бумажной основе. Помимо традиционного анализа пигментов, который можно сделать и в других институциях, в Центре художественной экспертизы проводятся уникальные исследования самой бумаги: отбирается микропроба волокна и проводится микрохимический анализ основы. Пробы отбираются под микроскопом, достигающим пятидесятикратного увеличения, позволяющим минимизировать количество изъятого материала. Проведение микрохимической реакции дает возможность отличить разные группы, подгруппы и виды волокон (например, древесные, текстильные, животные, минеральные, химические и т. д.) по их цветовой реакции. Для исследования бумажных основ используется реактив Херцберга (хлор-цинк-йод). Процесс основан на специфическом окрашивании волокон в зависимости от их химического состава. Например, хлопковое волокно будет окрашено в пурпурно-красный цвет, древесная целлюлоза — в сине-фиолетовый, а волокна животного происхождения не изменяются. В конечном итоге это исследование позволяет определить возраст бумаги.

Одним из новейших методов экспертизы бумажной основы является поляризационная микроскопия. Поляризационный световой микроскоп не только активно используется в медицинской диагностике, но и является незаменимым прибором для исследования бумаги. Нас окружает рассеянный свет, а в микроскопе он плоскополяризационный — это значит, что колебания света происходят не хаотично, а в одной плоскости. В этом двойном лучепреломлении возникает оптическая анизотропия, обусловленная такими свойствами материала, как поглощение, преломление и рассеяние. Работая с поляризационным световым микроскопом, эксперт может увидеть эти специфические физико-оптические свойства вещества и различить структурные особенности волокон. Эти свойства дают возможность более точно оценить морфологию волокна и сделать выводы о составе бумаги, а также о типе использованного сырья. Полученные данные позволяют специалистам определять время производства бумаги.

Составление эталонной базы для бумаги и картона в художественной экспертизе — это важный шаг, который значительно облегчает процесс идентификации и проверки подлинности произведений. Эталонная база представляет собой систематизированный каталог образцов бумаги, на которых работал тот или иной художник, разных периодов, регионов, фабрик и технологий производства. Многие виды бумаги имели водяные знаки (филиграни), уникальные для определенных фабрик или периодов. Исследования водяных знаков помогают установить происхождение и время создания бумаги, что важно для проверки подлинности произведений искусства. Художники нередко предпочитали определенные типы бумаги. Анализ ее типа и качества может помочь подтвердить, соответствует ли материал стилю и предпочтениям конкретного мастера. Если художник известен использованием дорогой ручной бумаги, а произведение выполнено на более дешевом материале, это может вызвать сомнения в его подлинности. Кроме того, каждый художник использует бумагу и материалы по-своему. Изучение характерных особенностей, таких как интенсивность нажима карандаша, тип и движение линий, распределение пигмента на бумаге, может помочь эксперту подтвердить авторство.

Бесспорным преимуществом новейшего оборудования лаборатории ЦХЭ является возможность проводить исследования произведений с помощью неразрушающего анализа, подразумевающего минимальное вмешательство. Это особенно важно в работе с многослойной живописью. При анализе картин эксперты используют комплексный подход, изучая и красочные слои в целом, и каждый пигмент отдельно, анализируя состав и характер грунта. Важной частью этой процедуры является изготовление шлифов. Шлиф — это вид поперечного сечения красочного слоя картины. Для его изготовления используется проба, которая отбирается по особой технологии, с захватом всех слоев картины, а затем помещается в специальную матрицу — магнезиальный цемент. Изучая шлиф, эксперты могут увидеть все слои картины, а также особенности техники художника. Немаловажную роль в работе технологов играет эталонная база как пигментов, так и материалов исследования основы, которая сформировалась за годы деятельности ЦХЭ и продолжает активно пополняться благодаря сотрудничеству центра с ведущими музейными собраниями. Анализ основы живописных произведений также может быть весьма информативным. Отбирая небольшой кусочек волокна, технологи изучают его в поляризационном микроскопе. Если в холсте обнаруживаются следы синтетического волокна, это сразу позволяет определить рамки датировки произведения.