Вечер, посвященный открытию обновленной экспозиции искусства русского Позднего средневековья, состоится в Государственной Третьяковской галерее 27 января.
Искусству XVI–XVII веков, так называемой эпохе Позднего средневековья, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи посвящены два зала, которые после ремонта и обновления будут представлены публике. Иконопись этого периода — последняя яркая страница средневековой культуры, где восточнохристианские традиции сочетаются с западноевропейскими веяниями.
В XVI веке Русь осознала себя как Третий Рим — последнее православное царство, которое, соединив в себе славу и духовное величие предшественников, Рима и Константинополя, уподобилось «нерушимому» вечному царству Мессии библейских пророчеств. В эту эпоху к традиционным функциям иконного образа прибавилась еще одна — наставление, поучение, разъяснение вопросов веры и христианской догматики: широкое распространение получили символико-дидактические сюжеты. Новые тенденции в русской иконописи отчетливо проявились уже на рубеже XVI–XVII веков, в период правления Бориса Годунова. «Мелочное» письмо с тщательно прорисованными деталями, изысканный колорит и обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, уподобляют иконы этого времени произведениям ювелирного искусства. В эпоху восстановления страны, пережившей разорение Смутного времени, творчество ведущего «государева иконописца» Симона Ушакова, сегодня воспринимаемое как новаторское, было обращено к культурным и духовным истокам и нацелено на возвращение к исконным традициям, очищение от всех позднейших ошибок и искажений.
При разработке концепции экспозиции зала XVII века были использованы новейшие научные достижения и результаты технико-технологических исследований произведений Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты. В новой экспозиции зрители имеют возможность проследить развитие иконописи в Москве и других художественных центрах.
Несколько впервые экспонируемых произведений были раскрыты и отреставрированы специально для новой экспозиции, включая три иконы страстного чина конца XVII века из церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах в Москве. Работа над этими памятниками велась при поддержке Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.
Гости смогут увидеть еще три отреставрированные иконы из этого чина будут перенесены из фондов Третьяковской галереи во Врубелевский зал. Всего один вечер они будут экспонироваться среди монументально-декоративных шедевров мастера Серебряного века, оживившего в своих произведениях орнаменты «узорочья» осени русского Средневековья.
В программе вечера выступление народного артиста России пианиста Юрия Розума, стипендиатов международного фонда Юрия Розума и обладателей стипендии им. Михаила Абрамова.
Реконструкция залов № 61 и 62 выполнена при финансовой поддержке А.Р. Бокарева.
27 января 2025 года, Третьяковская галерея Лаврушинский переулок, 10
18:30 — сбор гостей, осмотр экспозиции
19:30 — официальная часть, музыкальная программа