2 ноября 2022 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открывается выставка, посвященная советским киноплакатам к фильмам, экспортируемым СССР за рубеж в 1920 – 1930 гг., и отзывам русского зарубежья о выходившем в мировом прокате советском кинематографе.
Главными экспонатами выставки станут копии советских киноплакатов 1920-1930 гг. из фондов отдела изоизданий Российской государственной библиотеки и отзывы из эмигрантской прессы, опубликованные в книге историка кино и литературы Рашита Янгирова «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» (издательство «Русский путь», 2010 г.).
В марте 1923 года экранизация повести Льва Толстого «Поликушка», снятая на кинофабрике «Русь» в 1919 году, но не показанная зрителю (в стране не было пленки даже для печатания позитивной копии) и вывезенная в Берлин лишь летом 1922 года, стала первым громким успехом нового советского кинематографа на Западе. Этот успех, помимо престижа, принес фабрике «Русь» возможность перезапустить
собственное производство и стать одной из крупнейших киностудий СССР 1920-х годов. Три года спустя, в начале 1926 года, «Броненосец “Потёмкин”» Сергея Эйзенштейна твердо и окончательно поставил советское кино в ранг одной из главных мировых кинематографий, открывающих новые пути развития экранного искусства.
Фильмы из СССР доходили до зрителей Нью-Йорка, Парижа, Белграда, Тяньцзиня, Харбина и других городов мира…
Чтобы по-настоящему увидеть картины 1920-х — 1930-х сейчас, нам нужно не только знать время и контекст их создания, но и попытаться примерить на себя оптику зрителей конкретного года и даже месяца: что их окружало вне киноэкрана, на что они прежде всего обращали внимание на экране, что они слышали, и даже как они слышали?
Отзывы зарубежных зрителей (чаще всего русских эмигрантов) в этом смысле особенно интересны: они зафиксировали индивидуальный и коллективный опыт смотрения. Мало того, что некоторые из отзывов сохранили для нас свидетельства об оригинальных кадрах или приемах классических лент (например, первого советского художественного звукового фильма «Путевка в жизнь», который нынешние зрители знают лишь по «восстановленной» версии), или о фильмах, которые не сохранились (например, «Винтик из другой машины»). Эти отзывы так же, как и наш сегодняшний взгляд на кинематограф первой половины XX века — это взгляд извне.
Представленные на выставке копии советских киноплакатов 1920-1930 гг. из фондов отдела изоизданий Российской государственной библиотеки и отзывы из эмигрантской прессы, опубликованные в книге историка кино и литературы Рашита Янгирова «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» (издательство «Русский путь», 2010 г.), создают поле пересечения смыслов, позволяют сверить собственный опыт смотрения классики с ее непредвзятыми (или предвзятыми, но по-другому) оценками и по-настоящему погружают нас в далекую, но на самом деле близкую эпоху.
Организаторы выставки: ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», Российская государственная библиотека, Государственный центральный музей кино, Госфильмофонд России.
Проект реализуется при поддержке Департамента культуры города Москвы, Фонда «История Отечества», Фонда наследия русского зарубежья.
Куратор выставки – Филипп Кудряшов, президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, директор Компании «Вифсаида».
Выставка участвует в государственной молодежной программе «Пушкинская карта».
Даты проведения:
3 ноября 2022 года –
26 февраля 2023 года
Открытие выставки: 2 ноября 2022, 19:00
Место: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес: Москва, Нижняя Радищевская, 2