45-й Российский Антикварный Салон

Юбилейный, 45-й Российский Антикварный Салон впервые пройдет на новой площадке – в Гостином Дворе на Ильинке.

Около 200 российских галерей представят русское и западноевропейское искусство XVI–ХХ веков, а также предметы декоративно-прикладного искусства, мебели, дизайна и произведения ювелирного искусства.
Ведущие антикварные галереи страны, такие как «Частное собрание М.А. Суслова», «Элизиум», «Кардашиди Арт», «Русский авангард 10–30-х гг.», «Кутузовский, 24», «Альтруист», «На Патриарших», «Антикварная торговля А.Э. Лелянова», «Русские сезоны» представят живопись Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Дейнеки, Анатолия Зверева, скульптуры Паоло Трубецкого, Евгения Лансере, ювелирные изделия от Фаберже, Болин и многое другое.
С переездом на новое место организатор мероприятия компания «ЭКСПОПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ» приняла решение обновить внешний облик Салона – теперь здесь появятся «улицы» Антиквариата, Дизайна, Ювелирного искусства…
Некоммерческий проект «Тренды коллекционирования в России. Шедевры из личных собраний» приурочен к 15-летнему юбилею Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД). В экспозицию войдут 50 произведений музейного уровня, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в России за последние 30 лет. Это в первую очередь отечественное искусство разных периодов: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, искусство советского периода, живопись нонконформистов… Впрочем, в экспозиции будут и шедевры старого европейского искусства, кабинетная бронза, предметы декоративно-прикладного искусства из личных собраний видных коллекционеров – членов конфедерации. Кроме того, в дни работы выставки посетителям Салона представится уникальная возможность встретиться с коллекционерами в рамках дискуссионной программы.
Традиционно некоторые галереи – участники Антикварного Салона подготовили тематические экспозиции. Так, галерея «Арт-Союз» решила обратиться к темам Ветхого и Нового Завета, показав своеобразный диалог двух мастеров – прошлого и современности. Масштабное полотно «Трава» Юрия Купера 2016 года иллюстрирует цитату из книги Иова: «Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно».

Владимир Маковский. «Спаситель», 1890 г.

А тема Нового Завета на стенде галереи будет отражена в образе «Спаситель» В.Е. Маковского 1890 года. Лик Христа, оправленный в деревянную раму с изображением символов евангелистов, был создан художником для храма Христа Спасителя в селе Борки по заказу семьи императора Александра III. 17 октября 1888 года на железнодорожном участке Тарановка – Борки потерпел крушение императорский поезд. Было много погибших, но Александр III и его семья не пострадали. В благодарность Господу за чудесное избавление от смертельной опасности императором было решено воздвигнуть на месте катастрофы храм Христа Спасителя и часовню Нерукотворного Спаса. Проект храма разработал архитектор Роберт Марфельд, а художественное оформление – Владимир Маковский. Уникальная рама «Спасителя», сохранившаяся до наших дней, была выполнена на Императорской мебельной фабрике Шмита в Москве.

Поклонникам русского импрессионизма советуем заглянуть в Галерею Валентина Рябова, чтобы увидеть полотно Константина Коровина «Ночной Париж» 1923 года. Великолепный пейзаж из серии «Огни Парижа» написан рукой уже зрелого мастера. Кстати, другой шедевр Коровина из той же серии посетители могут увидеть на выставке МККААД – это «Париж. Ночное кафе» 1929 года.

Галерея «Арт-Юг» из Ялты привезет на Салон экспозицию лучших работ крымского художника Федора Захарова, чья выставка этим летом с успехом прошла в Новой Третьяковке и была приурочена к 100-летию со дня рождения художника. В живописных пейзажах Захарова южная природа запечатлена в разное время суток, а его натюрморты и жанровые сцены передают интерес художника к светотеневым эффектам.

 

Тематическая экспозиция галереи «Русский модерн» называется «Путешествия русских художников» и представляет живопись конца XIX – первой половины XX века, созданную нашими соотечественниками в разных уголках мира. Здесь можно будет увидеть и жанровую сценку «Каменистая река. Рыболовы» Александра Егорнова 1901–1902 годов и парижский пейзаж Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

Илья Репин. «Натурщица», 1920-е гг,

Антикварная галерея «Петербург» – старейший антикварный салон в стране – представит экспозицию шедевров русской живописи середины XIX – первой трети XX века. Всего более 20 знаковых произведений. Одной из центральных работ станет живописное полотно «Натурщица», созданное И.Е. Репиным в 1920-х годах. Позировала для этой картины Мери (Марианна) Хлопушина, которая в 1921 году поселилась недалеко от усадьбы Репина «Пенаты» и в течение последующих семи лет была моделью мастера. В поздних произведениях Репина особенно ярко проявляется интерес к выражению тонкого психологизма в портрете средствами экспрессивной, обобщенной живописи.

Владимир Токарев. «Школьница», 1958 г.

А реалистическую живопись советского периода второй половины ХХ века рекомендуем искать на стенде «Галерея Форма». Здесь можно будет увидеть подборку работ Владимира Токарева, художника незаурядного таланта, выходца из крестьянской семьи, который прошел нелегкий жизненный путь. Выпускник Ростовского художественного училища и Института им. И.Е. Репина, он был вынужден прервать обучение, поскольку ушел на фронт. В 1942 году Токарев попал в плен, из которого он был освобожден в 1945 году. Несмотря на то что он позднее был реабилитирован, факт нахождения в плену на долгие годы лег серым пятном на биографию талантливого художника. Может, потому даже его девочка-подросток на картине «Школьница» 1958 года не по возрасту серьезна…

 

Галерея «Веллум» посвятила свою экспозицию теме «Женщины в искусстве и искусство женщин». Мастера всех времен писали женские образы, но еще в эпоху Возрождения в рядах мужчин-художников начинают появляться женщины-художницы. А в конце XIX – начале ХХ века они становятся равными соперниками мужской кисти. Поэтому на стенде галереи можно увидеть, с одной стороны, такие картины, как «Молодая баба на фоне церкви» Ф.А. Малявина или «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» К.П. Беггрова, а с другой – живопись известных художниц Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой.

Кресло из императорского дворца «Коттедж». Мастерская братьев Гамбс, 1830-е гг.

Представить Антикварный Салон без предметов декоративно-прикладного искусства невозможно. Поэтому любителям старинной мебели рекомендуем заглянуть на стенд галереи «Русская усадьба», где будут представлены предметы интерьера XVII – начала ХХ века от ампира и барокко до классицизма.

Поклонникам японского искусства будет интересен стенд галереи «Искусство Востока», специализирующейся на японском декоративно-прикладном искусстве периода Мэйдзи (1868–1912). А в экспозиции галереи «Инартэкс» – коллекция французского художественного стекла эпохи модерн.

Часы-торпеда. 1897 г.

Галерея «Застава» из Санкт-Петербурга представит антикварное оружие разных стран мира, мундиры и форменные головные уборы, награды и другие военно-исторические достопамятности. Поклонники военной истории России смогут увидеть парадный мундир камергера Двора Его Императорского Величества и уникальные Часы-торпеда, поднесенные в дар контр-адмиралу императорского флота Владимиру Павловичу Мессеру от чинов судостроительной фирмы «В. Крейтон и К» в 1897 году. Эта фирма занималась строительством миноносцев и крейсерских подводных лодок для русского военного флота. Часы выполнены в так называемом индустриальном стиле с тщательной проработкой всех деталей, а специальный механизм приводит в движение импровизированный хвостовой винт торпеды.
Улица Дизайна на Антикварном Салоне задумана как территория авторского дизайна. Сегодня дизайнер не просто декоратор, а художник, работающий в разных жанрах и создающий интерьеры, в которых антикварная мебель может соседствовать с современным светильником, а классическая живопись – с предметами в стиле хай-тек. Кроме того, современные дизайнеры и сами создают произведения, которые тут же становятся высоким искусством. Таковы предметы и дизайн, которые представят на Салоне Анастасия Панибратова, Мария Романова и Ольга Солдатова, а также галереи «Тираж 1/1», Heritage, PA Gallery и другие.
Винтаж сегодня ценится не меньше антиквариата. Изделия от старинных люксовых брендов и известных модельеров прошлого также можно увидеть на Салоне. Например, на общем стенде галерей «Мальва» и «Винтажные и антикварные сумки» можно будет найти украшения и сумочки от известного американского дизайнера 1930-х годов Нетти Розенштейн, которой в 1953 году было заказано платье для Мами Эйзенхауэр. В нем первая леди присутствовала на инаугурации своего мужа, 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра.
На Ювелирной улице будут представлены изысканные украшения таких отечественных брендов, как TARUTIN, NovalArt, Сhamovskikh, Maxim Demidov и других.

Впервые на Салоне будут представлены украшения и скульптуры от Notivory Art. Художники этого бренда создают предметы роскоши из золота, серебра, бриллиантов, драгоценных камней и бивней мамонта. Замещая слоновую кость бивнем мамонта, Notivory призывает мир отказаться от убийства животных, чьи дериваты используются в ювелирном искусстве – живая природа призвана вдохновлять на создание предметов искусства, а не являться источником биологического материала для их воплощения.
Организаторы Российского Антикварного Салона подготовили насыщенную деловую и просветительскую программу: Юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, Конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России. Формирование премиального рынка ювелирных брендов России. Инвестиции в драгоценности» и вручение Ювелирной премии «Свежий ветер», а также лекции об искусстве.

27 ноября – 01 декабря
Гостиный двор