За последний год рынок каршеринга в России вырос в 5 раз: 229 тысяч россиян хотя бы раз пользовались услугами сервисов по краткосрочной аренде автомобилей. По данным опроса, проведенного ГК «АвтоСпецЦентр», чаще всего в аренду берут автомобили, чтобы доехать до работы, где имеются проблемы с парковкой (так ответили 110 человек из 269).
Второй по популярности причиной использования каршеринга, которую указали 20% опрошенных, стала необходимость наличия второго авто для поездки большой компанией. На третьем месте – 11% – необходимость добраться до или от вокзала и аэропорта. Были среди вариантов ответа и не совсем обычные случаи: для поездки на свадьбу, для фотосессии, для перевозки домашних животных, чтобы переночевать в незнакомом городе, устроить романтическое свидание или поиграть в квест.
Сегодня на рынке каршеринга в России работает 26 операторов в 15 городах. 17 операторов (65% компаний) сосредоточены в Москве, здесь же наблюдается и максимальный спрос на услугу. За 6 месяцев 2019 года москвичи совершили на арендованных авто 24 млн. поездок. За год услугами каршеринга хотя бы раз воспользовались жители 83 регионов России. Портрет типичного пользователя услуги выглядит так: это молодой человек 21-35 лет, который ежемесячно совершает 7-19 поездок на автомобилях 2-5 каршеринговых компаний и тратит на это 1942-4617 руб.
Большую часть автопарка каршеринга составляют бюджетные автомобили: начиная Lada Granta и заканчивая Hyundai Solaris и KIA Rio, которые есть почти во всех сервисах. Кроме того, популярностью пользуются Renault Kaptur и Volkswagen Polo. Есть в каршеринге и премиальные авто Porsche Macan, Porsche 911 Carrera 4S. Самая распространенная модель – Smart, маленький автомобиль, на котором удобно ездить по городу.
Несмотря на рост популярности сервиса, большинство жителей России предпочитают собственный автомобиль, а не арендованный: 54% опрошенных, имеющих права, не готовы отказаться от личного автомобиля в пользу каршеринга. По статистике 48,2% российских семей имеют в собственности один и более автомобиль. Но даже автовладельцы иногда прибегают к услугам кашеринга, тратя, в среднем 3,5 тыс. руб. на данный сервис. В общем по стране только 12% имеющих права россиян зарегистрированы хотя бы в одной программе каршеринга.
В начале августа специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели опрос среди клиентов: им предлагалось ответить, для каких целей они пользуются каршерингом. В опросе участвовали 269 человек. 110 респондентов – 41% опрошенных – ответили, что чаще всего берут авто в прокат, когда надо ехать на работу, рядом с которой сложно найти парковочное место. 19% клиентов АСЦ (51 человек), принявших участие в опросе, отметили, что каршерингом пользуются в случаях, когда нужен второй автомобиль: доехать до места встречи большой компанией, транспортировать вещи при переезде, отвезти крупногабаритные предметы на дачу. Следующий по популярности ответ – доехать до аэропорта или вокзала, его указали 11% участников опроса (29 человек). 9% респондентов (23 человека) сказали, что пользуются каршерингом, если личный автомобиль в ремонте. Еще 5% (13 человек) прибегают к услугам краткосрочной аренды авто при непредвиденных поездках. Еще 13 человек (5% из опрошенных) отметили, что каршеринг – возможность протестировать разные модели автомобилей перед покупкой личного авто. 3% респондентов (8 человек) ответили, что используют каршеринг, когда нужен автомобиль более высокого класса для поездки на деловую встречу или для фотосессии. Еще 8 человек (3%) пользуются каршерингом, когда нужно несколько одинаковых авто для поездки на мероприятие, например, на свадьбу. 2% опрошенных (6 человек) сказали, что пользовались сервисом краткосрочной аренды автомобилей, чтобы отвезти собаку в ветклинику. Еще 2% участников опроса дали самые неожиданные ответы: они брали автомобиль в аренду, чтобы устроить романтическое свидание, переночевать в незнакомом городе, поучаствовать в автоквесте, спрятать подарок на день рождения для ребенка, так как дома недостаточно места.
Несмотря на наличие некоторых преимуществ каршеринга пользователи услуги указывают и недостатки: иногда до ближайшего свободного автомобиля приходится добираться 10-15 минут, не всегда корректно работают приложения по бронированию, авто могут быть грязными, в них часто забывают личные вещи или не заправляют бензин в необходимом объеме.
Еще один важный момент использования сервиса каршеринга – это юридическая ответственность. Так, например, если автомобилист на собственном авто нарушит ПДД, он может заплатить 50% штрафа, в случае с каршеринговым автомобилем это исключено. Кроме того, в договоре аренды прописаны достаточно высокие штрафы не только за его нарушение, но и за некорректную эксплуатацию арендованного автомобиля. При ДТП арендатор должен выплатить компании-оператору полную сумму ремонта автомобиля плюс упущенную выгоду. В каршеринговых авто нельзя перевозить нетрезвых пассажиров, использовать арендованный транспорт в коммерческих целях, не оставлять после поездки мусор в автомобиле и заправлять бензин. При несоблюдении этих условий можно получить штраф. Самая частая проблема – внешние повреждения автомобиля. Например, предыдущий арендатор поцарапал авто и не сообщил об этом в каршеринговый сервис, а платить за испорченное имущество придется тому, кто следующий воспользуется автомобилем.
«Сервис каршеринга набирает популярность: им пользуются как по прямому назначению, так и для самых неожиданных целей. Однако каршеринг пока не может составить серьезную конкуренцию личным автомобилям, так как в сервисе присутствуют недоработки. Не всегда арендованный автомобиль расположен в шаговой доступности, в нем может не оказаться бензина, случаются и сбои в работе приложений аренды. Из-за этих нюансов большинство россиян, имеющих водительские удостоверения – 88% – предпочитают личный автомобиль», – подвела итоги исследования Анна Уткина, представитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».