26 декабря 2019 года в Музее Москвы откроется выставка «Фамильные ценности». Экспозиция охватывает 150 лет истории развития института семьи и исследует социальные формы, на которых строится современная любовная и брачная жизнь.
«Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе», — писал Лев Толстой своему близкому другу, издателю Михаилу Сопоцько. Если говорить о сегодняшнем дне, то семья и брак остаются одними из самых важных ценностей российского общества, несмотря на мнение о том, что эти социальные институты переживают кризис.
Семья — подвижная структура. В нашей стране она прошла путь от традиционной патриархальной модели к советской, когда семья считалась уменьшенной копией социалистического государства. Отличительный признак современной семьи — многообразие её форм — свидетельство не упадка, а трансформации самого «ядра» человеческих отношений. Проект «Фамильные ценности» исследует эти изменения, определяя, что пары XXI века наследуют от своих прабабушек и прадедушек, почему свадьба — это в первую очередь нормативный акт, как коммерциализируется сегодня детство и в чём заключается необходимость конфликтов.
Разделы экспозиции отражают этапы становления любой семьи: встреча — свадьба — рождение и воспитание детей.
Один из важных акцентов сделан на памяти как механизме конструирования преемственности. Посетители увидят реликвии, передаваемые из поколения в поколение — фарфор 1860-х годов, предметы мебели прошлого и позапрошлого века, а также личные вещи репрессированных: салфетку, вышитую Анной Лариной-Бухариной в ссылке, тюбетейку, созданную Александрой Канторович, арестанткой Акмолинского лагеря жен изменников Родины, документы и фотографии лагерных заключенных. Предметы предоставлены Музеем истории ГУЛАГа.
Семья — хрупкий союз. Недосказанности и конфликты являются ее неотъемлемой частью. Кураторы проекта предлагают отрефлексировать травматический опыт через метафору «скелета в шкафу». Так называется инсталляция в виде закрытой черной комнаты, где находятся вещи, хранящие память о травмах и их преодолении. Свадебное платье невесты, жених которой не пришел на церемонию, отцовский военный ремень, Барби с руками вместо ног, иллюстрирующая соперничество брата и сестры. Владелица куклы вспоминает: «Он [брат] откручивал моим Барби руки и прикручивал их к ногам, разбирал их вместе с друзьями. <…> Мне хотелось прямо быть им [братом]. Я очень хотела быть мальчиком. Я даже пыталась какие-то вещи делать, как мальчик».
Одна из важных тем экспозиции — свидания и формы репрезентации себя, конструирование гендерных моделей через образы «идеальной женщины» и «настоящего мужчины». Эти концепции будут отражены в современных предметах ухода за собой — лаках для ногтей, кремах, гелях, духах и в вещах советской и дореволюционной эпохи. Среди них — настольная игра «Флирт цветов» начала XIX века, пригласительный билет на бал в Дворянском собрании, футляр от губной помады 1930-х, заколки, бусы, пудра, тени, женские часы 1950-х годов.
История свадеб московского купечества будет рассказана через документы XIX века. Приглашение на вечер в честь помолвки Веры Дмитриевны Сырейщиковой и Василия Степановича Марецкого. Письмо Владимира Федоровича Лазурского к своему будущему тестю по поводу того, что он рад считать его дочь своей невестой, а также дневники Варвары Алексеевны Хлудовой (Морозовой), где она описывает сватовство Абрама Абрамовича Морозова и свое нежелание выходить за него замуж.
Приданое являлось неотъемлемым атрибутом женитьбы ещё со времён зарождения традиций брака. О том, как менялся характер приданого и как оно влияло на формирование семейного института расскажут вещи двух веков. Вышитое в Новодевичьем монастыре покрывало 1880-х годов, сундуки и ларцы начала XX века, пасторальные фарфоровые скульптуры в виде кавалеров, дам и романтических пар. Предметы советского быта, которые служили подарками молодожёнам: патефоны, мясорубки, кофемолки, швейные машинки и пылесос «Ракета» 1963 года.
Кроме того, гости Музея Москвы увидят работы Семёна Файбисовича, посвящённые семье, и фотографии Елизаветы Меркуловой, на которых запечатлены современные московские семьи. Мигрантская семья, молодая православная семья без детей, светская нуклеарная семья с двумя детьми, транснациональная семья и семьи, состоящие из ребёнка и одного родителя. Снимки сопровождаются экспликациями с историями от первого лица о том, как состоялось знакомство, как пара решила вступить в брак, почему она отказалась от этого или пришла к разводу: «Я абсолютный анархист, и если бы можно было только венчаться, не регистрируя брак, я бы так и сделал» — говорит один из участников проекта.
Специальный проект Музея Москвы и Добро Mail.ru
Один из важных разделов выставки «Фамильные ценности», «Скелет в шкафу», посвящен проблемам в семейной жизни, ссорам и детским травмам, которые мы проносим с собой через всю жизнь. Но внимание к этим темам для музея не ограничивается только экспозиционным пространством, поэтому Музей Москвы и Добро Mail.ru запускают совместный проект для помощи кризисным семьям, пожилым людям, приемным детям и тем, кто столкнулся с насилием или травлей.
На выставке «Фамильные ценности» будет размещен QR-код с переходом на сайт со списком добрых дел, для осуществления которых посетители смогут совершить пожертвование: помочь купить одежду одиноким пенсионерам, получить женщинам, перенесшим сексуальное насилие, помощь психологов или оплатить работу центра для мам с детьми, оставшимися без жилья.
Параллельная программа к выставке «Семья как конструкт_or»:
С января по март в Лектории Музея Москвы будет проходить образовательная программа «Семья как конструкт_or», приуроченная к выставке. Эксперты из разных сфер обсудят современные концепции воспитания детей, поддержания гармонии в отношениях. Специалисты поднимут вопросы того, почему современные пары обращаются к психологам, какие социальные и биологические законы лежат в основе наших чувств и как можно помочь пожилым родственникам, находящимся в зоне риска.
Даты проведения: 26 декабря 2019 – 15 марта 2020
Открытие: 26 декабря, 19:30
Место проведения: Зубовский бульвар, 2
Кураторы: Полина Жураковская, Ирина Карпачева