«Почта Банк» объявил об итогах прошедшего года, которые оказались весьма впечатляющими, особенно на фоне общей ситуации в национальной банковской системе. Когда многие банки прекращают свою деятельность – или по требованию регуляторов, или по рыночным причинам – «Почта Банк» демонстрирует рост. Чистая прибыль Банка за прошлый год выросла на 25% по сравнению с итогами позапрошлого года, активы увеличены на 117%, достигнув показателей 1,5 и 247,6 млрд. руб., соответственно.
Успешные результаты «Почта Банка» достигнуты за счет грамотного баланса в рыночной политике. Причем особенно удивительно, что при этом банк движется в двух направлениях, которые кажутся противоречащими друг другу.
Банк идет активно идет в регионы, причем проникает практически всюду, где есть почтовые отделения: за год региональная сеть выросла с 6310 до 12469 точек. В отдаленных и в маленьких населенных пунктах «Почта Банк» в ряде случаев оказывается единственной структурой, которая может предоставить банковские сервисы. В этом случае становится актуальным «симбиоз» с почтой, когда обученный специалистами банка сотрудник почтовой службы может помочь клиентам открыть счет, оформить заявление на оплату кредита и т.д. Заметим, что «Почта Банк» хотя и тесно сотрудничает с Почтой России, это две разные организации. Банк выплачивает Почте инфраструктурный платеж за нахождение в почтовых отделениях, причем за прошлый год его объем вырос почти вчетверо, достигнув 3,2 млрд по сравнению с 750 млн. руб. годом ранее.
Очевидно, что богатых клиентов в отдаленных деревнях и поселках быть не может, но «Почта Банк» это не останавливает, он приходит и к таким потребителям. Банк активно работает с небогатыми клиентами по всей стране, в том числе, в городах, а не только в сельской местности. Например, предлагает высокий процент пенсионерам, запускает совместные программы с сетями супермаркетов и т.д. В данном случае банк выполняет важную социальную функцию, что радует. Такая политика приводит к значительному росту клиентской базы, которая за прошлый год возросла с 3 до 6,3 млн. клиентов.
С другой стороны, банк активно развивает современные технологии. В частности, это онлайновые сервисы, в частности, мобильный банкинг. По результатам независимых исследований, приложение «Почта банка» для мобильных устройств занимает первое место в рейтинге аналогичных российских решений для «таблеток» на платформе Android, второе – для iPad, в рейтинге для iPhoneвходит в тройку лидеров, а для android-смартфонов занимает четвертое место. При этом, как подчеркнул Дмитрий Руденко, президент-председатель правления «Почта Банка», развивая современные технологии банк преследует вполне практичные цели – например, рост популярности мобильного банкинга позволяет снижать операционные издержки. К примерам технологий, позволяющих снижать издержки, можно отнести банкоматы с «рециклом», которые принимают наличные от одних клиентов и эти же купюры могут выдавать другим – наличие таких АТМ позволяет уменьшить расходы на инкассацию.
«Почта Банк» и в дальнейшем планирует совмещать эти «противоположные» маркетинговые политики, с одной стороны, продолжая расширять присутствие (в планах на наступивший год наращивание количества точек с 12 до 17 тысяч), с другой – внедряя новейшие технологии (в планах – внедрение биометрической идентификации клиентов). При этом «Почта Банк», как подчеркнул г-н Руденко, придерживается консервативной финансовой политики и будет ее соблюдать, что, в частности, хорошо отражается на таких параметрах, как показатели кредитного портфеля.