16 апреля 2023 года в общероссийский кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест».
«Русский крест» – полнометражный художественный фильм по одноимённой поэме русского поэта Николая Мельникова (1966 – 2006), киновысказывание режиссера Эдуарда Боякова (основателя фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создателя театров «Практика», «Политеатр», художественого руководителя МХАТ им. Горького (2018 – 2021), художественного руководителя Нового театра).
Фильм «Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.
В главных ролях: Михаил Пореченков («Ликвидация», «Белая гвардия», «Поддубный»); Полина Чернышова («Тихий Дон», «Легенда о Коловрате», «Красный призрак»); Юрий Кузнецов («Холодное лето 1953-го», «Улицы разбитых фонарей», «Остров»).
Генеральный продюсер – Игорь Кудряшкин. Продюсер – Вадим Горяинов («Стиляги», «Географ глобус пропил», «Поддубный»). Оператор – Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»). В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего и группы LAVRA (Варвара Котова, Сергей Калачев, Василий Поспелов).
Фильм произведен кинокомпаниями «Глагол» и «Киноспутник» при поддержке «Фонда Русской Цивилизации «Светославъ». Кинопрокат организует компания «Атмосфера кино».
Официальный партнер – корпорация «Синергия».
Информационные партнёры картины – «Дорожное радио», ВГТРК, ИД «Комсомольская правда», журнал «Фома», радио «Вера».
Благословение на создание фильма его авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников.
Продюсеры и прокатчик приняли совместное решение о необычном для кинорынка старте проката – 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения (московская премьера – в кинотеатре «Октябрь»).
Фильм рассчитан на широкую аудиторию. Возрастное ограничение 12+.
Игорь Кудряшкин, генеральный продюсер фильма «Русский крест»:
«Когда Эдуард Бояков впервые рассказал об идее экранизации поэмы Николая Мельникова «Русский крест», я понял, что это необходимо сделать. Поэма Мельникова – важный современный поэтический текст, написанный в сказовой народной манере и получивший признание православных христиан. В этом тексте собраны многие темы великой русской литературы, но в то же время он всей своей болью обращён в день сегодняшний. Для меня важно, что фильм развивает идеи других проектов Эдуарда Боякова, таких как спектакль «Лавр», фестиваль «Традиция», актуализирует целый пласт современной культуры, ориентированный на традиционные национальные ценности».
Эдуард Бояков, режиссер фильма «Русский крест»:
«Поэма Мельникова написана четырехстопным хореем, размером с богатейшей историей, начиная с былин, духовных стихов и заканчивая современной русской поэзией. Хрестоматийные примеры – «Талисман» Пушкина, «Конёк-горбунок» Ершова и «Василий Тёркин» Твардовского.
Поэзия Мельникова легко вплетается в ткань киноповествования. В образе сторожа Ивана Ростка прорастают черты целого поколения русских людей – растерянных и дезориентированных, оторванных от корней водоворотом истории, вынужденных среди обломков советской идеологии искать ростки новых ценностей, которые не могут не быть вечными. Этот образ глубоко архетипичен.
Нам хотелось сподвигнуть зрителя к сопереживанию, к серьезной внутренней работе, которая, возможно, поможет найти ответ на вопрос: «Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?»
Михаил Пореченков, исполнитель главной роли Ивана Ростка:
«Моя роль и простая, и сложная одновременно. В Иване Ростке, на первый взгляд, мало героического. В то же время, его история – история простого человека, прозревшего путь к духовному возрождению и сумевшего повести за собой людей, «собрать народ в Народ». Это история «подвига» в том смысле, который заложен в слово «подвижничество». Уверен, что кинорассказ о жизни Ивана Ростка найдет живой отклик в душах людей».
Вадим Горяинов, продюсер:
«Когда Эдуард Бояков предложил мне поучаствовать в экранизации поэмы «Русский крест», я сомневался, что это возможно. Но Эдуард сказал, что знает, как это сделать. И ему удалось не только экранизировать поэму, но и сделать не артхаусный фильм, интересный лишь любителям поэзии и экспериментов, а настоящее народное кино, эмоционально захватывающее каждого русского человека».
«Русский крест». Синопсис
Поэма Николая Мельникова «Русский крест», благодаря народному «стихийному» отклику, получила распространение «из уст в уста» среди православных христиан России. В то же время произведение, которое знают наизусть тысячи простых русских людей, оставалось неизвестным для официального культурного мейнстрима.
Фильм «Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. На фоне распада советского государства, экономического и идейного кризиса 1990-х, умирания русской деревни герой переживает личную драму, связанную с идейной катастрофой всего народа в эпоху перемен 30-летней давности, трагедией «народа-богоносца, лишенного божества». Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.
Фильм «Русский крест» – одно из немногих в современном кинематографе обращений к теме православия (из наиболее ярких примеров – «Остров» Павла Лунгина, «Монах и бес» Николая Досталя). При этом «Русский крест» уникален в жанровом плане. Авторы сохранили поэму в качестве основы сценария и непривычного для кинематографа выразительного средства. Поэзия здесь – самостоятельное действующее лицо, живая ткань фильма.
В мировом кино немного примеров такого жанра, поэтому картина – новаторская.
Но авторы фильма прежде всего стремились создать картину, рассчитанную на самую широкую аудиторию. Все события фильма остро актуальны для настоящего времени, практически документальны. Преодоление тяжёлого «наследия» 1990-х – как раз то, чем занята современная Россия.
Сюжет, операторская работа, самобытная музыкальная линия точно соответствуют пристрастиям современного зрителя к зрелищному, динамичному кино. Однако сказовая стилистика, притчевость повествования выводят фильм на уровень художественного обобщения, характерный для эпоса.
По мнению первых зрителей фильма, эта история Голгофы и Воскресения простого русского человека оставляет надежду и несет свет.