Грамотно организованное освещение не только помогает ориентироваться в пространстве в темное время суток, но и выполняет функции зонирования, расставляет акценты, делает интерьер более насыщенным или наоборот — нейтральным. Дизайнер и основатель собственного интерьерного бренда Полина Пидцан поделилась излюбленными приемами проектирования освещения в квартире.
Несколько сценариев освещения
В любом проекте важно продумать несколько сценариев освещения, особенно средний свет — торшеры, подсветки (например, в шкафах), настольные лампы. Не стоит забывать и про маленькие светильники, встроенные под плинтус или в столярку. Такие детали заказчик оценит моментально: встав ночью, ему не придется включать основной свет и будить домочадцев.
Если вы любите почитать в постели, то лучше отдать предпочтение специальным светильникам «читальникам». Обычные бра могут просто не дотянуться лучами до книги. Чтобы было аккуратно и красиво, их можно встроить в изголовье кровати. Важно — продумать этот момент еще на этапе производства мебели. В дополнение к «читальникам» можно добавить бра или настольные лампы, их задача — аккуратно рассеивать теплый приятный свет.
Освещение на кухне
Грамотное освещение на кухне — головная боль дизайнеров, особенно, когда в помещении нет естественного освещения. Встроенная подсветка над рабочей поверхностью кухни — не прихоть, а необходимость. Это вопрос функционала, а не декора. Наиболее выигрышная подсветка — единая лента, которая идет по всему периметру кухонных шкафчиков.
За потолочный свет чаще всего отвечают парные точки-споты в один или два ряда. Здесь важно руководствоваться не только дизайном, но и техническими нормами. Кроме того, необходимо учитывать тон отделки стен и конструкции осветительных приборов.
Особенно эффектно смотрится подсветка внутри стеклянных шкафчиков на кухне или буфета. Что касается люстры, сегодня ее присутствие необязательно, но она может расположиться над столовой зоной для придания интерьеру особого лоска.
Использование спотов на потолке
Бюро Полины Пидцан чаще всего использует встроенные споты под потолком. Если не хочется множить эти точки, можно выбрать сдвоенные светильники. В Polina Pidtsan Interior Design отдают предпочтение безрамочным моделям и приятному нейтральному свету в температуре 2700-3000 К. Подсветку по периметру потолка дизайнер не рекомендует делать в жилых интерьерах — такой прием больше подходит для отелей.
Люстры как декор и стилеобразующий элемент
Несмотря на то, что люстра в большинстве интерьеров функционально не обязательна, в бюро Полины Пидцан ее считают акцентным предметом интерьера, который придает ему завершенность.
«Сегодня люстра выполняет скорее декоративную функцию, но она способна вывести ваш проект на другую высоту. Можно найти такие экземпляры, которые будут напоминать настоящую потолочную скульптуру. Мои фавориты — струящиеся модели из муранского стекла. Такие люстры смотрятся современно (несмотря на то, что это может быть винтаж) и не так вычурно, как люстры с хрусталем. В нашем интерьерном доме мы собрали авторские и винтажные экземпляры, которые украсят любой проект», — комментирует Полина Пидцан.
Камин как источник света
Камин в гостиной — не самый очевидный, но не менее полезный источник света. Его естественное приглушенное освещение скрасит любой вечер, будь то роскошный ужин или тихое времяпрепровождение с книгой. Чтобы свет камина был еще мощнее, можно оформить топку латунными панелями: они мягко отражают пламя и рассеивают свет.
Над камином бюро Полины Пидцан нередко располагает зеркало с бра по бокам. Такой прием позволяет «приподнять» свет в этой зоне и заполнить помещение. При высоких потолках это смотрится особенно выигрышно.
Освещение подчеркивает зонирование
Основное правило проектирования освещения: оно должно подчиняться зонам комнаты. Техническим светом можно очертить диванную, барную, столовую или любую другую зоны, а декоративным — выделить центр, сделав его точкой притяжения, или расставить акценты, например, рядом с произведениями искусства.