Архитектуру Большой кольцевой линии московского метро представят на фестивале «Зодчество»

Экспозиция Москомархитектуры на «Зодчестве» покажет самый масштабный инфраструктурный проект этого года – БКЛ. Одиннадцатая по счету и самая протяженная кольцевая линия метро в мире стала для Москвы знаковым явлением в развитии транспортной архитектуры.

Большая кольцевая линия строилась 10 лет и позволила кардинально обновить городскую транспортную систему, заложив основу для реализации новых радиальных линий и транспортных связок, и объединив метрополитен с МЦК, МЦД и наземным общественным транспортом. Всего в рамках этого проекта были построены 31 станция (28 с нуля и 3 полностью реконструированы) и 3 электродепо. С учетом ответвлений длина БКЛ составила 70 км, таким образом она более чем в 3 раза превысила «старую» Кольцевую (протяженностью 19.4 км) и стала самой длинной в мире.

«Опыт строительства БКЛ убедительно демонстрирует, что «типовые» проекты могут иметь уникальный облик. В архитектуре новых станций соединяются богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная урбанистическая архитектура. И всё же главная «визитная карточка» самой протяжённой линии столичного метро — это мастерство эклектики. Архитекторы смело смешивали стили, фактуры и эпохи: тяжёлые чугунные тюбинги здесь обрамлены белоснежным фарфором, ткацкий станок пронизан неоново-голубым светом, хай-тек соседствует с монументальным романским стилем, на панно с защитниками Древней Руси можно полюбоваться сквозь иллюминаторы, а мозаичные речные жители плавают недалеко от «затонувших сокровищ» — комсомольского значка и монет СССР. И что важно, БКЛ в полной мере дышит духом нового времени», — поделилась председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Инфраструктурно БКЛ является важнейшим узлом в системе мультимодального городского транспорта: она имеет 47 пересадок, в том числе на 11 линий метрополитена, 3 пересадки с МЦК, 18 с МЦД и 13 с линиями железной дороги. Благодаря этому до 25% снизилась нагрузка на радиальные линии метро и Кольцевую. Удобство пересадок и сокращение времени в пути подтолкнули часть автомобилистов отказаться от личного транспорта в пользу общественного, в результате от 5 до 15% уменьшилась загрузка МКАД, ТТК и вылетных магистралей.

БКЛ – это еще и целая веха в развитии транспортной архитектуры столицы, в этом проект наследует традициям первых линий метрополитена.

«Я воспринимаю наше метро с его 14 линиями и 250 станциями как одно сооружение, которое строится уже 85 лет и будет строиться дальше. Так веками создавались некоторые соборы, в архитектуре которых нашли отражение стилевые предпочтения разных времен. Московское метро – это такой мегапроект, позволяющий путешествовать во времени, этим оно всегда и привлекало. В оформлении станций БКЛ мы старались сохранить эту уникальность: все проекты – разные, яркие, запоминающиеся, достаточно просто выглянуть из прибывающего на станцию поезда и сразу понять по облику, где ты находишься», отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

На проекты ряда станций БКЛ были проведены архитектурные конкурсы. Благодаря им несколько молодых проектных команд смогли реализовать свои свежие замыслы, и московская подземка пополнилась коллекцией оригинальных и новаторских решений. Среди них «Марьина роща», «Кунцевская», «Терехово», «Мневники», «Нагатинский затон» и другие. В них были переосмыслены характерные приемы оформления классических станций с их величественными пилонадами и расширяющими подземное пространство порталами. Но к мрамору и гранитному камню добавился облицовочный бетон и современные композитные материалы (из которых, например, выполнены бесшовные зеркальные шары павильона «Марьиной рощи»). И даже традиционная смальта, использованная художником Дейнекой в оформлении «Маяковской», авторами «Нагатинского затона» была прочитана современным языком.

Представляемая на «Зодчестве» экспозиция «БКЛ. Пространство новых возможностей» (стенд Москомархитектуры) познакомит с основными вехами и ключевыми принципами проекта. Разработанная бюро KRNV ARCHITECTS инсталляция цитирует узнаваемые морфотипы метро: тоннели, арки, своды, вестибюли, а также подробно рассказывает о каждой из 31 станций Большой кольцевой. БКЛ – огромный творческий вызов, с которым нынешнее архитектурное поколение справилось очень достойно, показав, что и в XXI веке московское метро остается самобытным и неповторимым явлением мировой архитектуры.

XXXI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество 2023» пройдёт в ВК «Гостиный двор» с 31 октября по 2 ноября.