Чистая прибыль: за год предприниматели в сфере клининга и бытовых услуг заработали почти 1 трлн рублей

Платформа Авито Услуги и исследовательское агентство ORO (экс-Kantar) проанализировали рынок бытовых услуг в России и выяснили, что в сфере бытовых услуг и клининга суммарно по всей России работает порядка 316 тысяч провайдеров — частных исполнителей или компаний. За год частные специалисты и компании заработали около 895 млрд рублей. Также согласно данным платформы Авито Услуги, спрос в этих категориях услуг вырос сразу в 3 раза (+202%) с 2020 года и периода пандемии.

Самые популярные сферы

Исследование* показало, что в сфере бытовых услуг занято 164 тыс. провайдеров — частных исполнителей и компаний. Чаще в эту сферу приходят частные мастера (67%), еще треть занимает микробизнес — компании со средней численностью наемного персонала до 15 человек.

Большинство провайдеров в сфере бытовых услуг предоставляет услуги пошива и ремонта одежды (69%). Четверть исполнителей занимается мелким бытовым ремонтом и изготовлением ключей (25%), ремонтом ювелирный изделий и часов занимается 8% всех провайдеров, а химчисткой, стиркой и глажкой — 7%.

В сфере уборки занято около 152 тыс. провайдеров, доля частных мастеров составила 77%. Наибольшее количество исполнителей предоставляют услуги клининга (89% провайдеров). На втором месте — мастера по чистке мягкой мебели и ковров (27%), на третьем — специалисты по дезинфекции и дезинсекции (13%).

Суммарно исполнители в сегменте бытовых услуг за год (апрель 2022 — март 2023 года) заработали 765 млрд рублей, в сегменте уборки — 130 млрд рублей.

Как изменился спрос россиян на бытовые услуги и услуги клинеров

Согласно данным платформы Авито Услуги, популярность бытовых услуг и клининга значительно выросла за последние годы. Желание и возможность россиян делегировать разнообразные домашние хлопоты специалистам стали особенно заметны в послепандемийный период. Кроме того, рост популярности сегмента можно связать с активным проникновением онлайн-площадок для заказа услуг, которые позволили быстро и безопасно находить специалиста необходимого профиля.

Так, например, по всей стране спрос в категории «Бытовые услуги» на Авито Услугах рост спроса за три года (с I полугодия 2020 года по I полугодие 2023 года) вырос на 202%.

Динамика роста спроса в категории «Бытовые услуги», Россия, 2020-2023 по полугодиям

Период II полугодие 2020 vs I полугодие 2020 I полугодие 2021 vs II полугодие 2020 II полугодие 2021 vs I полугодие 2021 I полугодие 2022 vs II полугодие 2021 II полугодие 2022 vs I полугодие 2022 I полугодие 2023 vs II полугодие 2022
Динамика спроса +27% +17% +18% +14% +35% +12%

Также активно растет востребованность услуг  помощников по уборке квартир, домов и офисов — по России за три года (с I полугодия 2020 года по I полугодие 2023 года) спрос увеличился на 195%.

Динамика роста спроса в сфере «Уборка», вся Россия, 2020-2023 по полугодиям

Период II полугодие 2020 vs I полугодие 2020 I полугодие 2021 vs II полугодие 2020 II полугодие 2021 vs I полугодие 2021 I полугодие 2022 vs II полугодие 2021 II полугодие 2022 vs I полугодие 2022 I полугодие 2023 vs II полугодие 2022
Динамика спроса +42% +20% +17% +3% +26% +14%

Особой популярностью у россиян в первом полугодии 2023 года по сравнению со вторым полугодием 2022 года пользовались услуги по мойке окон (+86%), уборке после ремонта (+27%) и генеральной уборке (+10%).

* Методология исследования 

Оценки объема рынка сделаны аналитическим агентством ORO на основе данных опросов работников сферы услуг (частных исполнителей и сотрудников компаний). Метод сбора данных — онлайн-опрос, рекрут респондентов на панели ORO и партнеров и River Sampling. Целевая аудитория — жители городов 100тыс.+ РФ, в возрасте от 18 до 65 лет, работающие в сфере услуг и принимающие участие в процессе поиска заказчиков. Расчет годового объема заказов и суммарной годовой выручки выполнен путем экстраполяции данных исследования на генеральную совокупность — суммарное количество провайдеров услуг. Исследуемый период: апрель 2022 — март 2023.