6 августа на главной киберспортивной площадке Москвы Winstrike Arena состоялся OpenSmartTalk «Больше не игрушки: как заработать на виртуальной реальности?», организованный компанией «Росгосстрах Жизнь». Спикеры мероприятия обсудили развитие киберспортивного рынка в России и на международной арене, рассказали, сколько зарабатывают участники игровой индустрии и как на ней заработать тем, кто далек от виртуального мира.
Российский киберспортивный рынок считается одним из крупнейших в Европе: его аудитория достигает 12 млн человек и увеличивается в среднем на 20% в год, а объём составляет 45 млн долларов – это около 5% от общемирового. Как отметил Ярослав Мешалкин, директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding, рынок киберспорта в России развивается все более уверенно: взрослеет его аудитория, которая не только становится более платежеспособной, но и более лояльной к брендам-спонсорам и рекламодателям.
«Сейчас лучшие киберспортсмены выступают амбассадорами этих брендов наравне с представителями традиционных видов спорта и звездами шоу-бизнеса. И это один из основных признаков взросления самого рынка», — заключил Ярослав Мешалкин. По его словам, киберспорт уже на равных соревнуется по популярности с хоккеем и баскетболом, а ведущие футбольные клубы делают коллаборации с киберспортивными командами.
В результате, на игровой рынок все больше обращают внимание компании из других секторов, которые уже активно инвестируют в киберспорт или предлагают инвестиционные продукты. Как отметил Дмитрий Нуриахметов, руководитель управления инвестиций компании «Росгосстрах Жизнь», компании по страхованию жизни в России уже несколько лет полноправные игроки инвестиционного рынка, поскольку предлагают клиентам полноценные инвестиционные продукты наравне с банками и управляющими компаниями.
«Когда человек решает куда-либо инвестировать, ему нужно выбрать не только компанию и ее продукт, но саму инвестиционную идею. А как ее выбрать? Именно этим занимается наша компания – подбором инвестиционных стратегий на основе анализа макроэкономических, социальных и демографических тенденций, конкретных рынков и компаний. В результате мы разработали новую стратегию, связанную с направлением eSport», — рассказывает Дмитрий Нуриахметов.
По его словам, мировой рынок киберспорта демонстрирует темпы роста выше IT-рынка в целом, и, по прогнозам Goldman Sachs, за пять лет может показать рост в 350%. Этому способствует технологический драйвер и развитие новых тенденций. Одна из них – образование. С 2018 года в России была запущена платформа онлайн-обучения Learn2Play, которая распространила свою деятельность на международный рынок.
«Скорость развития киберспорта намного выше, чем у традиционных видов спорта – в 10 раз быстрее, чем у футбола, например. Вместе с ростом значимости индустрии растет и ценность обучения, и готовность самих игроков эту цену заплатить. А с учетом того, что вовлеченность и конкуренция в киберспорте кратно превосходит тот же футбол, стоит ожидать взрывной рост образовательного рынка в киберспорте. Например, у нашей платформы уже 1,8 млн зарегистрированных пользователей по всему миру, а в базе 2500 обучающих видео и методических материалов от разработчиков и действующих киберспортсменов, а также более 90 млн матчей, проанализированных нашим AI», — рассказал Максим Древаль, основатель международной платформы онлайн-обучения в области киберспорта Learn2Play.
Помимо профессиональных киберспортсменов игровая сфера включает в себя и любителей – геймеров и стримеров, среди которых также растет доля тех, чей возраст от 25 до 34 лет. По словам Тани Ивановой, CEO агентства Hello Blogger, в основном игровые трансляции проводят мужчины от 18 до 24 лет, девушек в этой сфере пока 38%. При этом большинство стримеров имеют высшее образование, или получают его, или уже работают по специальности, параллельно зарабатывая на стримах. «Основные деньги приносят пожертвования зрителей, еще 18% — платная подписка, 12% — рекламные интеграции. Платежеспособность аудитории стримеров довольна высока: например, в декабре 2018 здесь, в Winstrike Arena, наш проект Stream Family провел благотворительный IRL-стрим и собрал 1,2 млн руб. для фонда ”Линия жизни”», — рассказала Таня Иванова.
По словам Артура Авакяна, генерального директора digital-агентства StreamPub, стримеры пользуются огромной степенью доверия и уже являются экспертами на рынке онлайн-игр. «Нужно не просто уметь играть в компьютерные игры, но и пользоваться уважением аудитории, которая обеспечивает стримеру 50% дохода. Рекламодатели приносят пока не более 30%», — комментирует Артур Авакян. По его словам, сейчас топовые российские игроки зарабатывают в пределах 1–2 млн руб. и уже собирают тысячи зрителей.
Как же заработать на этом рынке тем, кто далек от игрового мира? Дмитрий Нуриахметов советует сначала выбрать компании, обеспечивающие позицию на рынок гейминга. Во-первых, это производители игрового контента: например, китайский Tencent (игра League of Legend) и американская Activision Blizzard (игры Call of Duty, Warcraft, StarCraft, Diablo, Destiny, Overwatch. Во-вторых, стриминговые сервисы, такие как Amazon с уже развернутой крупнейшей платформой Twitch, на долю которой приходится более половины игрового видеоконтента. В-третьих, производители оборудования, среди которых можно выделить компанию NVIDIA – мирового лидера видеокарт.
«Конечно, инвестиции – дело индивидуальное. Стратегия прямых инвестиций в киберспорт подходит довольно агрессивным инвесторам. Если вы не из их числа, выбирайте инструменты с защитой капитала. Доходность по такому инструменту ниже, зато нет риска потерять вложенные средства. Промежуточные результаты доходности стратегии eSport нашей компании радуют: +10% за первые 7 месяцев 2019 года», — рассказал Дмитрий Нуриахметов.
OpenSmartTalk завершилась розыгрышем призов от компании-организатора «Росгосстрах Жизнь»: трое участников получили сертификаты на персональную консультацию по финансовому планированию от VIP-менеджера «Открытие Private Banking», который поможет создать личный финансовый портфель и выстроить инвестиционную стратегию.