Культурные проекты и ивент-индустрия под прицелом запретов, отмен и «новых этик»

Как запреты и радикализация общества влияют на формирование событийных продуктов и культурных проектов? Стали ли запреты приговором для талантливых концепций? И как выживать индустрии, выбирая между лояльностью и качеством?

Об этом и многом другом продюсер и режиссёр-постановщик, работавший в Европе и США со звездами от Сенатры до Бейонс.

Культурные проекты и событийный бизнес претерпели за последние годы существенные изменения как в России, так и во всём мире. Запреты, ограничение, культура отмены, толерантность –  у каждого общества своя болезнь, но основной ее симптом –  поляризация общества. Она диктует каким быть проекту, при этом задача его создателя все-таки и в  этих условиях сделать так, чтобы он не был постным, сделать  его талантливо и интересно. И, если мы думаем, что эта ситуация особенно характерна для современной России, то это ошибка. Культура США и Европы давно сосуществует рядом с натиском все растущего списка того, что нельзя.

Маневрируя между запретами или болезнь «Оскара»

Самым явным маркером того, как изменились времена и как они влияют на массовую культуру, стала кинопремия «Оскар». В последние годы вручение этой награды не обходится без обсуждений того, что статуэтки получили слишком мало представителей одной расы, слишком много – другой, или что чересчур мало женщин в числе номинантов. Во время церемонии нельзя не сказать про политику, нельзя не осудить то или это, нельзя наградить российский фильм и не наградить украинский, нельзя наградить их вместе и так далее. Мир радикализируется: толерантность к чему-то или кому-то одному не оставляет шанса чему-то или кому-то другому.

На event-индустрию эти правила и запреты, а также социальная повестка тоже оказали влияние. Организаторы культурных и событийных продуктов уже знают: одна спорная шутка, которая случайно заденет представителей той или иной социальной группы, может не только испортить праздник, но и стоить судебного иска.

Толерантность сама по себе делает мир добрее, но когда она становится ограничивающим фактором, больше всего страдает именно сфера творчества. Сегодня, безусловно, мы оттачиваем мастерство тонкого подхода к подлинному взаимодействию с аудиторией через очень глубокие ценности, а не «в лоб».

Культурные проекты, организация событий – в первую очередь, акт творчества. Но теперь творить приходится с оглядкой на существующие реалии. Ивент-профессионалы вынуждены подстраиваться: правильно собирать информацию от заказчика на старте, чтобы понимать, какие ограничения в выборе креативов могут быть. Проверять артистов, если того требует ситуация. Предусматривать альтернативные возможности оплаты.

Торжество дипломатичности

Тактичность – теперь один из главных критериев для событийных проектов. Сама идея гостеприимства подразумевает, что всем гостям, независимо от их вероисповедания, социального статуса или отношений с хозяевами должно быть комфортно на мероприятии. Сейчас же можно говорить не только о тактичности, но ещё и о дипломатичности организаторов частных ивентов.

Иногда приходится очень аккуратно отговаривать заказчиков транслировать свою социальную позицию на мероприятии. Праздник, безусловно, должен отражать личность виновника торжества, но при этом не превращаться в манифест. А в кризисные времена даже очень сдержанных и умных людей на эмоциях, бывает, «заносит».

Теперь необходимо тщательно подходить к разработке концепции праздника. Она, с одной стороны, должна быть нейтральной и про вечные ценности: красоту, гостеприимство, доброту. С другой – яркой, запоминающейся и оригинальной.

Ошибка, которую совершают многие организаторы – это заменить идею на обилие технических трюков или социальных тизеров (дразнящих моментов – прим. редакции). Да, роботы на мероприятии вызовут мгновенный wow-эффект, но важно создать атмосферу и погрузить в неё гостей, оставив после праздника приятное послевкусие.

За вдохновением можно идти в литературу, популярные ромкомы, фильмы, сериалы, книги. Любая параллельная вселенная, не пересекающаяся с ежесекундными посылами современных реалий, может стать хорошей основой для концепции праздника. Ещё и потому, что в сложные времена людям свойственно стремиться к переключению из тягостной ситуации в более дружелюбную или интересную атмосферу. Кстати, сейчас в моду входят праздники в стиле старых сериалов типа «Друзья». Побыть в атмосфере доброго безопасного юмора – бесценно.

Каждому свое: кризис в обществе и культурные общественные паттерны

Кризис в обществе и социальное напряжение повлияли на культуру праздника. Изменились поведенческие паттерны у людей и в России, и во всем мире. Стало больше деления на «свой-чужой». Кто-то занял стратегию выживания, а у кого-то ремарковщина и позиция «живи здесь и сейчас».

Организаторам праздников важно не перепутать клиентов. Уже почти год в бизнес-кругах обсуждается и применяется теория четырёх типов клиентов:

Первые видят в кризисе возможности и готовы к активным действиям.

Вторые надеются, что перемены могут быть к лучшему, но наблюдают за ситуацией и выжидают.

Третьи настроены пессимистично, но активно живут здесь и сейчас – та самая ремарковщина.

Четвёртые затаились и ждут самого плохого.

Для каждой группы клиентов можно предложить свой посыл. Первым подойдут яркие праздники с темой безусловной веры в будущее. Вторых и четвёртых стоит приободрить и дать опору на вечные ценности: любовь, дружбу, красоту. Третьим стоит предлагать эстетику Ремарка или Бертона: здоровая ирония – это тоже поддержка.

Всегда есть место празднику

Главная задача организаторов событий сейчас – снять напряжение. Да, мы видим, что даже очень платёжеспособные клиенты сократили бюджеты: устраивать пир во время чумы как-то неэтично. Но праздники все равно необходимы: добрые, красивые, поддерживающие и уместные.

Предприниматели из нашей индустрии должны помнить ценность своей работы: позитивные эмоции – это топливо, на котором живут люди. Не будет праздников, не будет эмоций. А значит, мы перестанем хотеть менять что-то к лучшему.

Автор: Алекс Козулин — шоумен, режиссер-постановщик, сооснователь и главный продюсер компании Event Syndicat, основатель некогда всемирно известного клуба No1 в своем жанре «Chez Alex Piano Bar», среди гостей которого можно было встретить представителей деловой, политической и культурной элиты, таких как Сильвестер Сталлоне, Клод Брассёр, Жан Поль Бельмондо, Фрэнк Синатра, Майкл Джексон, Элла Фицджеральд, Мик Джагер, Джо Коккер, Билл Клинтон и многих других