«Литфонд» продал рукопись Цветаевой за 1,4 млн рублей

На прошедших 10 марта в «Литфонде» торгах рукописные стихи Цветаевой, оцененные по стартовой ставке в миллион, были выкуплены за 1 400 000 рублей. Аукцион также покинули сборник о жизни Петра Великого, комплект редких томов Толстого, рисунок поэта Бродского, куртка актера Баталова и другие артефакты культурной и музейной ценности.

Судьба рукописного поэтического цикла Марины Цветаевой интриговала с самого начала, поскольку артефакты поэтессы традиционно уходят в «Литфонде» по высоким ставкам. В итоге рукопись Цветаевой: пять стихотворений из цикла «Любви старинные туманы» ушла с молотка за 1 400 000 рублей.

Проданная рукопись датирована августом 1917 года. По мнению экспертов, это и есть время «рождения» цикла. Артефакт происходит из архива Марии Самойловны Цетлиной (урожд. Тумаркиной, 1882–1976) — издателя, культурного деятеля русской эмиграции. Вторым браком она была замужем за литературным критиком, поэтом и переводчиком Михаилом Осиповичем Цетлиным (Амари).

Безусловным музейным уровнем обладают записки и сочинения, «служащие к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого» из собрания императора Александра II (Во граде св. Петра: Печ. У Шнора, 1787-1788 гг.). Собрание из 10 частей предстало на торгах без первого тома. Неполный сборник ушел по стартовой цене 600 000 руб.

Особую радость библиофилам подарил на аукционе комплект с редкими томами до цензурных изъятий из сочинений графа Л.Н. Толстого в 20 томах. (М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1911 г.). Собрание включает два редчайших тома, которые были изъяты цензурой и заменены новыми после перепечатки. В подобной сохранности (с двумя изъятыми цензурой томами) комплект признан исключительной редкостью. Финальная цена за комплект составила 380 000 руб.

Императорское письмо с выговором, написанное 29 января 1841 года собственноручно Николаем I на французском языке и на двух листах гербовой бумаги с вензелем «НI», ушло с молотка за назначенные 300 000 руб. «…Никакие мыслимые основания не могли подтолкнуть Вас к подобной глупости или наглости…» — отчитывал в письме император герцога Максимилиана Лейхтенбергского, в браке с которым состояла его старшая дочь Мария Николаевна. Историки полагают, что причиной к нареканиям могли стать любовные похождения зятя, о которых судачил дворец. Ведь заключенный по любви союз княгини с вельможей превратился со временем в формальность, став источником светских сплетен.  

За 180 000 руб. выкуплен на торгах рисунок Иосифа Бродского «Беседа с Михаилом Ардовым в Клементовском переулке о православии» (Москва, 1960-е гг.). Под изображением непосредственно самих Бродского и Ардова имеется подпись: «Мише на память об ученом разговоре в Клементовском переулке / Иосиф».

Рисунок символичен, поскольку выполнен поэтом шариковой ручкой по следам реального его разговора с писателем на тему веры. Ардов позже рассказывал, что много позже, в 1995 году, он получил от Бродского письмо с вопросом: «…как вы считаете, Мишенька, принадлежность к той или иной религиозной доктрине расширяет метафизический потенциал индивидуума или его сужает?» Писатель тогда ответил, что несомненно расширяет. «К сожалению, жить ему осталось уже так мало. То есть можно считать, что, может быть, он и делал в этом направлении какие-то шаги, но как далеко он пошел и что творилось в его замечательно умной голове, я думаю, мы никогда не узнаем…» — отмечает в воспоминаниях публицист.

Ценителей редких произведений порадовал выставленный на торги единственный опубликованный рассказ русского художника Виктора Васнецова «Подводная быль» с автографом к дочери. Издание 1914 года в шрифтовой обложке содержит на верхнем поле титульного листа дарственную надпись: «Дорогой милой моей Таничке — Папа В. Васнецов. 1 Мая 1914 г.». В конце текста издания имеются инициалы и дата: «В.В. / 1908 года, 5 июля».

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — живописец, график, архитектор, иллюстратор, который прославился своими сказочно-былинно-историческими картинами: «Три богатыря», «Витязь на распутье» «Аленушка» и др. Его дочь Татьяна Викторовна Васнецова (1879-1961) закончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Пошла по стопам отца, тоже став художницей. Вместе с братьями Алексеем и Владимиром она сохранила и передала дом Васнецова в 1948 году в дар государству. Прожила 82 года, похоронена в одной могиле с отцом.

Литературное произведение повествует о том, как золотая рыбка попала в пруд и что с ней там произошло. В каталогах библиотек книжка описана под заглавием, без расшифровки автора. Но, вероятно, что автором является сам художник Васнецов, и это его единственное опубликованное произведение, поэтому он подарил его своей уже очень взрослой дочери. На аукционе издание выкупили по ставке 100 000 руб.

Интерес у коллекционеров вызвала замшевая куртка Алексея Баталова, купленная им в Париже по рекомендации Марселя Марсо во время съемок фильма «Бег». Вещь, приобретенная в Европе в 1970-х гг., предстала на аукционе в хорошем состоянии. По словам Надежды Алексеевны Баталовой, дочери Алексея Баталова от первого брака с Ириной Ротовой, «отец всегда одевался очень элегантно». Она рассказала, что актер любил хорошие дорогие вещи, привозил их себе из-за границы и носил крайне аккуратно: «Эта куртка надевалась им редко, только по особым случаям. Он ее берег и боялся случайно посадить на нее пятно. Поэтому она так долго провисела в шкафу». Предмет гардероба словно воплощает собой интеллигентность и аккуратность, присущие при жизни народному артисту. Куртка покинула торги по ставке 40 000 руб.