Львы «Английского клуба» на Тверской (Продолжение «Сафари на московских львов»)

Старинная усадьба, расположенная по улице Тверская, 21 это единственный на всей улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками.

Сам главный дом возвели на этом месте в период с 1777 по 1780 годы. В таком виде он простоял до 1806 года, пока архитектор Адам Адамович Менелас не сделал пристройку к левому крылу, а затем и к правому. Работы были завершены к 1811 году, и вся усадьба приобрела законченный образ в стиле классицизма: просторный парадный двор, который ограничивали боковые флигели; каменная ограда, где на пилонах ворот были установлены скульптуры львов.

В оформлении здания так же используется «львиная тема» — маски львов, которые были очень популярны в московской ампирной застройке посленаполеоновских времен.

Кстати, «львы на воротах» упоминаются Александром Сергеевичем Пушкиным в его великом произведении «Евгений Онегин».

В «Евгении Онегине» поэт  описывает Тверскую так: «Бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах». Конечно, за столетия многое изменилось в описании Тверской, но магазины моды и «львы на воротах» на Тверской, 21 — неизменны. Сегодня они выглядят точно так же, как и 200 лет назад.

Старая усадьба, принадлежавшая M.М. Хераскову, была приобретена Львом Кирилловичем Разумовским.

Граф Разумовский был заметной личностью в России того времени. М.И.Пыляев в своей «Старой Москве» так пишет о нем: Лев Кириллович был истинный тип благородного барина; наружность его была настоящего аристократа; он смотрел, мыслил, чувствовал и действовал как барин; росту он был высокого, лицо имел приятное, поступью очень строен, в обращении отличался необыкновенною вежливостью, простодушием и рыцарскою честностью. Он был самый любезный говорун и часто отпускал живое, меткое, забавное слово. Он несколько картавил, даже вечный насморк придавал речи его особенно привлекательный диапазон… Разумовского тогда в обществе называли «Le comte Leon». Вот он и посадил своих тесок на ворота.

Вообще, эти львы — одни из первых в московской архитектуре. Автор скульптур Доминико Жилярди, как выяснилось позже, никогда не видел львов вживую, поэтому создавал их по устному описанию. Заказчик Разумовский, видимо, тоже хищников никогда не видел, поэтому работой остался доволен.

После смерти Разумовского его вдова, Мария Григорьевна, передала владение своему брату – князю Н.Г. Вяземскому. Тот продал его Английскому клубу, который переехал из дома Гагариных на Страстном бульваре в бывшую усадьбу Разумовских на Тверской в 1831 году.

Английский клуб представлял собой самое многочисленное джентльменское собрание Москвы, известное своими карточными играми, роскошными обедами и политическими дискуссиями. Девиз клуба был «Concordia et laetitia» – «согласие и веселье».

Попасть в него было не так просто: клуб обладал элитным статусом, приём новых членов был ограничен и осуществлялся тайным голосованием и только по рекомендациям. Претендентов было достаточно: при численности собрания от 300 до 400 человек ещё около тысячи кандидатов ждали, пока освободятся места. Это могло произойти не только в случае смерти или выхода из клуба одного из его членов, но и в результате нарушений правил, например, невыплаты вовремя карточного долга. В таком случае имя недобросовестного должника записывалось на специальной черной доске.

Английский клуб находился в здании на Тверской улице, 21 вплоть до революции 1917 года.

 

В Первую мировую войну часть помещений в здании на Тверской была отдана под военный госпиталь для раненых. Во время событий 1917 года Английский клуб был закрыт и вскоре превратился в музей.

Еще после Февральской революции возникла идея создания Музея революции, который смог бы показать всю историю освободительного движения в России. Замысел был реализован уже при большевиках в 1922 году, когда открылась выставка «Красная Москва». Её преобразовали в Историко-революционный музей Москвы (с 1924 года – Музей революции СССР). В 1998 году он был переименован в Государственный центральный музей современной истории России.

В 2015 году  завершилась реставрация каменных львов, охраняющих Музей современной истории России на Тверской. В обновленном виде предстали не только скульптуры, которым уже две сотни лет. В порядок привели и кровлю здания, и старинные фасады, и ограду. Кроме этого, зверей покрыли специальной глазурью, которая должна защитить их от воздействия окружающей среды.

«Львы находились в таком состоянии, что их было невозможно в реставрационную мастерскую, и их реставрировали на месте, в тепляках. Еще немного — и мы могли бы их потерять, они просто бы рухнули», — рассказывает в интервью генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова.

А совсем недавно я очутилась во дворе музея архитектуры им. Щусева и увидела там двух несчастных львов. У директора  музея Елизаветы Станисловны Лихачевой узнала их судьбу. Оказывается  это тоже   львы  из английского клуба на Тверской, которых подарил английский клуб московскому Археологическому обществу.

 

 Продолжение следует.