Русский гений и архитектурное великолепие Тверской области

Одной из больших проблем нашей культурной памяти, и как следствие туристической отрасли, является забвение. Рядовой россиянин назовёт от силы две-три известных фамилии архитекторов-соотечественников, а ведь среди просвещённых умов и самородков нашей бескрайней страны есть такие выдающиеся личности, как Николай Александрович Львов, архитектор-самоучка, оставивший свой след в истории еще как и талантливый график, ботаник, геолог, музыкант, переводчик, поэт и драматург.

Его недаром зовут «русским Леонардо», но давайте договоримся: от этой метафоры в статье мы будем отходить, отдав предпочтение званию «Гений вкуса». Наша задача – ценить историческую преемственность, но при этом возрождать и укреплять в памяти творцов нашей родины.

Этим успешно занимается благотворительный фонд «Белый Ирис» в рамках проекта «Шедевры русского села» при поддержке Фонда президентских грантов и турагентства «Русский путешественник». В последние дни августа представители СМИ и гиды были приглашены в двухдневный пресс-тур по Торжокскому и Кувшиновскому районам Тверской области. Архитектурный гений Львова красной нитью проходил сквозь всё путешествие.

Проезд по платной дороге до Торжка занял около пяти часов, а по ощущениям после прибытия в город, время обратилось стремительно вспять и группа переместилась в прошлое, ведь именно такими были города в XIX веке: множество поражающих архитектурой церквей, соборов, монастырей и очаровательная малоэтажная застройка, открывающая взору небесную синь.

Не удивительно, что среди архитектурных памятников города наибольшее количество сохранившихся построек Николая Александровича Львова, ведь именно в селе Никольское Торжокского района 270 лет назад и был рождён великий архитектор.

Обзорную экскурсию по Торжку Денис Ивлев, талантливый экскурсовод и почитатель своего города, начал именно с памятника Львову. Памятник был открыт в 2004 году недалеко от пешеходного моста рядом с часовней-ротондой, проектом самого мастера, в знаковом месте – начале истории города Торжок.

Возможно, для столь неординарного человека кому-то памятник мог бы показаться и скромным, но ухоженность монумента выдаёт любовь жителей к своему талантливому земляку.

Одна из главных архитектурных достопримечательностей Торжка – это Новоторжский Борисоглебский монастырь. В действительности, это даже целая россыпь шедевров, обладающих своей неповторимой историей. Братья Борис и Глеб, имена которых носит обитель, одни из первых святых на Руси, а Новоторжский монастырь – один из первых монастырей во всей России, ведь свое начало он берет в далеком 1038 году.

Далее программа возвращала группу к красной нити  путешествия – судьбе Николая Львова, на очереди было родовое имение архитектора Никольское-Черенчицы. Его Львов обустроил полностью по своему вкусу, назвав усадьбу именем своего небесного покровителя Николая. Усадьба Никольское-Черенчицы стала для Львова испытательным полигоном. Здесь он экспериментировал с вентиляцией, отоплением, светом. Ни в одной русской усадьбе, тем более XVIII века, не было ничего подобного: кондиционер c эффектом ароматизации, паровое отопление, подземный водопровод и погреб. Эта усадьба поражает даже сейчас.

На ее территории находится также заброшенный львовский дом, ротонда-усыпальница и загадочная пирамида, назначение которой сможет раскрыть местный краевед.

Далее путь лежал в вотчину Львовых – село Арпачёво.  Там находится  храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789-1791 годах. В церкви можно обнаружить следы росписи, созданной Владимиром Лукичем Боровиковским. В этом же селе находится  уникальная «падающая» колокольня,  выполненная в виде маяка – памятника архитектуры XVIII века федерального значения. Колокольня также выполнена Львовым и образует с храмом единый ансамбль.

Следующим пунктом посещения было Прямухино, усадьба Бакуниных, в которой родился и провёл свои ранние годы Михаил Александрович Бакунин, русский мыслитель, революционер, анархист, и один из идеологов народничества. К сожалению, от усадьбы мало что осталось. Однако, не всё стёрла история, на территории расположена действующая Троицкая церковь, также творение гения Львова.

Здание церкви на высоком цоколе во все стороны красуется нарядными фронтонами с колоннами и двухскатными крышами. Центральная часть возвышается над ними в виде четырехугольника с полукруглым широким куполом и маковкой. От главного входа к колокольне ведет широкий пандус из природного камня, сверху заросший травой.

По его бокам, в самой высокой придомовой части за полукруглыми арками видны ниши – изначально в них планировалось сделать фамильную усыпальницу, однако ее разместили в стороне, где она и была разрушена. Колокольня трехъярусная, широкая, в том же стиле, что и церковь: пилястры имитируют колонны, поэтому в сочетании с двухскатной крышей второй ярус выглядит уменьшенной копией фронтонов храма.

В Прямухино ежегодно проходят Бакунинские чтения – так называют народные гулянья, посвященные знатному роду, прославившему село.

В деревне Прутня, на погосте у храма Воскресения Христова похоронена пушкинская муза, та самая Анна Керн. Именно ей было посвящено знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина.

Могила музы великого русского поэта расположена справа от главного входа в храм, со стороны реки Тверца. Памятник представляет собой простой камень с табличкой, увенчанный крестом. Почему же могила находится именно здесь? Последний муж Анны Петровны скончался, когда они гостили у Бакуниных в Прямухино, в 30-ти км от Торжка. Там он и был похоронен. Анна Петровна умерла 27 мая 1879 г. в Москве, но завещала похоронить себя рядом с любимым мужем. Выполнить ее последнюю волю сын не смог: после дождей проселочную дорогу от Торжка до Прямухина сильно размыло, и было принято решение захоронить тело на ближайшем погосте. Так, последним приютом Анны Керн стало кладбище в Прутне.

Далее группу ждало нечто особенное – прогулка в Горницы по живописной лесной дороге к Владимирской церкви, спрятанной от людских глаз недалеко от деревни Бор Кувшиновского района. Дорога была нелегкая. Порядка трёх километров только в одну сторону занял этот таинственный путь. Не смотря на накопившуюся за день усталость группа полностью прошла весь путь, хотя сомнения по началу тлели в наших стройных рядах.

Усталость сменилась мрачным восхищением, когда в конце пути открылся взору очередной шедевр Николая Львова – церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь имеет весьма необычную композицию: двухъярусное строение по типу базилики покрыто двускатной кровлей без венчающей главы. Главная ось церкви – не восток – запад, как обычно, а север – юг. Колокольня увенчана излюбленной львовской беседкой-ротондой на южном фасаде. С востока и запада к храму примыкают равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной.

Храм состоит из верхней, холодной церкви, и нижнего этажа, оформленного как крипта, где была устроена теплая, зимняя церковь. Такое решение внутреннего пространства также весьма характерно для Львова. Из нее внутренняя лестница ведет на хоры и на верхний ярус колокольни. В интерьере сохранились остатки росписей и изысканного классического декора.

Описание было бы торжественно, а не печально, если бы великолепие храма не приходилось высматривать в руинах. В советские годы церковь служила овощехранилищем. За последние двадцать лет она пришла в аварийное состояние. В конце 2000-х гг. рухнули своды. Село Горницы практически вымерло, сюда нет проезжей дороги, и экскурсии идут к храму пешком несколько километров. В 2002 году были произведены работы по консервации храма. Мрачным памятником забвению стоит эта церковь. Следы былого величия художественной мысли архитектора ещё просматриваются, но продолжают разрушаться под дождем и снегом.

Возвращение проходило под сенью сумерек. Далее ждал ужин в «ЗаПоведной усадьбе» Алины Ольшанской и Павла Лабутина на территории восстанавливаемого ими дома лесопромышленника Козлова. Угощения выше всяких похвал: салаты, копченое сало, шашлык, пироги.

Далее ждало возвращение в Торжок и ночевка в гостинице Староямская, находящаейся вблизи от исторического центра. Там же находится музей Золотого шитья. Искусство золотого шитья в Торжке — это уникальное ремесло, которое существует уже более 300 лет. Оно представляет собой технику вышивки золотыми нитками на ткани.

В Торжке мастера золотого шитья работают с золотыми нитями, которые имеют высокую прочность и блеск. Они используют различные техники вышивки, такие как гладь, стежок и шов. В результате получаются уникальные и красивые изделия, которые могут быть использованы для украшения аксессуаров, одежды, мебели и предметов интерьера.

Стоит отметить, что в уже упомянутой гостинице «Староямская» можно попробовать пожарские котлеты –  гастрономический символ Торжка. Туристы специально приезжают отведать это легендарное блюдо.

Утром второго дня путешествия группа отправилась в архитектурно-этнографический музей под открытым небом Василёво. Архитектурно-этнографический музей создан в 1976 году на территории бывшей барской усадьбы, основанной в конце XVIII столетия служивыми дворянами Львовыми. От усадьбы уцелели двухэтажный флигель – перестроенная оранжерея – и уникальная гидротехническая система.

Огромная территория музея-заповедника со сложным рельефом, изрезанным небольшими параллельно текущими речушками с плотиной, валунными и деревянными мостами с одной стороны ограничена широкой лентой Тверцы. Громадные роскошные хвойники формируют тенистый лесопарк, протяжённая же липовая аллея – остаток от регулярной парковой части поместья.

Создателем архитектурно-паркового комплекса был также Н.А. Львов – дальний родственник владельцев усадьбы. Его замыслу принадлежит каскадная система прудов, а также великолепная «каменная симфония» – стометровый арочный мост с двумя гротами – вольерами. Состоящий из насухо сложенных валунов, держащихся лишь с помощью силы тяжести, он потрясает смелостью инженерного решения. В настоящее время он получил широкую известность под именем «Чёртов мост».

На территории комплекса сохранилась знаменитая липовая аллея, шедшая к главному дому усадьбы. Эта аллея является остатком от регулярной парковой части поместья. Уникальность липовой аллеи заключается в том, что ветки деревьев подрезались так, что кроны образуют сплошной зелёный шатёр над проезжей частью аллеи.

Сам музей создавался в 1976–77 годах по проекту архитектора А.В. Ополовникова. Из разных районов Тверской области сюда были перевезены уникальные памятники деревянного зодчества: церкви, часовни, жилые и хозяйственные постройки XVIII–XIX веков.

Экспонаты музея разделены на секторы: ранние постройки, среднерусские типовые крестьянские усадьбы, северно-русские крестьянские усадьбы, постройки тверских карел. В среднерусском секторе можно увидеть типичную крестьянскую деревню, в которой здания расположены в определенном порядке. В стороне от деревни располагаются хозяйственные постройки. В северно-русском секторе представлены типичные постройки северного типа – карельский дом и амбары.

Рядом с Василево находится усадьба Митино. Она находится на живописном берегу реки Тверцы, занимает значительное место среди русских дворянских усадеб. В наше время здесь располагается санаторий. Постройки, относящиеся к усадебному комплексу, частично сохранились. Усадьбы Митино и Василёво принадлежали дальним родственникам архитектора Н.А. Львова. Львов создал здесь выдающийся ансамбль, включающий две усадьбы, разделенные рекой Тверцой. Первый дом был деревянным, на его месте в XIX веке был выстроен новый каменный.

Из львовских построек сохранился частично — хозяйственный комплекс и парк, созданный на рубеже XVIII — XIX столетий, а также погреб-пирамида.

Следующим пунктом путешествия было Переслегино, где  находятся необыкновенной красоты храмы Петра и Павла,  а также Александра Невского.

В 18-19-м веках эти земли принадлежали известным русским помещикам Полторацким. Каменная Петропавловская церковь была возведена в их усадьбе по проекту  Николая Львова в 1785-1802 годах. Архитектура в стиле древнеримских построек поражает исследователей до сих пор. Две звонницы, портик с шестью колоннами, далее, в трапезной, ещё 18 колонн. Особенно впечатляет двойной свод: падающий сквозь 12 окон барабана свет, отражаясь от нижнего купола, освещает 12 фресок с изображениями апостолов.

На прихрамовой территории при группе состоялся молебен настоятеля храма святых равноапостольных храма Петра и Павла священника Александра Рабцуна. Далее следовала экскурсия по храму Петра и Павла и творческая встреча, посвященная Николаю Львову и его архитектурным творениям.

В ходе встречи выступили директор благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис» Ольга Шитова, глава Торжокского района Елена Хохлова и руководитель по информационному продвижению фонда «Белый Ирис» Анна Кузьминых, настоятель храма Петра и Павла священник Александр Рабцун, руководитель архитектурной мастерской “Тектоника”, профессор Кирилл Яковлев.

Выступления чередовало прекрасное сопрано, лауреата международных конкурсов оперных исполнителей в России, Италии и Греции Ирины Величко.

На обратном пути ждала ещё одна великолепная усадьба Стрешневых – Знаменское-Раёк, где можно насладиться дворцово-парковым комплексом в виде ожерелья. Интерьеры поражают не меньше, чем наружний ансамбль.

Храм — это место, куда приходят верующие люди, когда больше некуда идти и не у кого просить поддержки. Но для всех, и для верующих, и для атеистов – это источник вдохновения и преображения, созерцающего его совершенную красоту. Это сокровищница нашей великой культуры и истории, сердце поселения, вокруг которого всегда обустраивалась и развивалась сельская жизнь.

На Тверской земле находится множество уникальных святынь, вызывающих восхищение и трепет даже в своем полуразрушенном состоянии. Это храмы-легенды, признанные объектами культурного наследия и им не хватает заботливой руки меценатов и спонсоров, способных помочь их восстановлению и сохранению. Храмам необходимо воссоздание на исторической территории, а не возведение на новом, ненамоленном месте.