На днях в театре Луны на Малой Ордынке состоялась премьера спектакля «Маяковский. Городской мюзикл», выпущенный к грядущему 130-летию великого советского поэта. Ровно как «советский» – наиболее подходящее описание Маяковского, так и слово «мюзикл» здесь вовсе не лишнее. В лучших традициях мюзикального жанра, всенепременно с элементами водевиля (в чём особенно отличился исполнитель роли Игоря Северянина – Дмитрий Новицкий), жизни Маяковского был воздвигнут нерукотворный памятник, составленный из слов: самого поэта, его коллег, любимых, друзей и оппонентов.
«Ни единого лишнего слова» — как было сказано режиссёром-постановщиком и музыкальным руководителем спектакля Александром Рыхловым. И как ведь этот прием играет со зрителем! «Мои стихи не печка, не море и не чума!» – буква в букву проговаривают про себя страстные почитатели Маяковского вслед за исполнителем главной роли Александром Песковым, чья актёрская игра наиточнейшим образом передает мощь поэта. Вбивая массивные сваи в души зрителей, А. Песков выстраивает монументальное впечатление о силе Маяковского, тут же сокрушая и обескураживая явлением на свет тончайшей сущности в моменты пребывания на сцене главных женщин поэта: Эльзы Триоле (Лысакова Вероника), Норы Полонской (Жанна Сармандеева) и Лили Брик (Янина Студилина).
Лысакова Вероника поражает своими вокальными данными, унося зрителей вслед за своим голосом. Жанна Сарамандеева прекрасно передает деликатную и юную Нору Полонскую. Янина Студилина же во всей красе являет расчётливую натуру Лили Брик. И можно, будучи совсем уж ревностным блюстителем истории, затронуть неоднозначность персонажа Янины, однако спектакль не об этом. Спектакль о самом Маяковском и о его судьбе в урагане времени и на сломе эпох.
Прекрасный срез творчества Владимира Владимировича представлен в спектакле. Как и гремящая голосом самого Маяковского революция, чеканящая: «левой, левой, левой», так и сам Маяковский в любимых многими: «Послушайте» и «Облако в штанах». Место нашлось даже одному из хулиганских произведений поэта «Вы любите розы?». Предвосхищая вопросы о бессмертной «Лиличке»: Александр Песков в одной из сцен всё же декламирует «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб» и скрывается за кулисами, оставляя слова зависнуть в воздухе. Это в очередной раз подтверждает, что спектакль о самом поэте. Любовь к Лиле – это не весь Маяковский.
Спектакль не так прямолинеен, как могло показаться на первый взгляд. Образность языка режиссёра проявляется во всем: среди действующих лиц есть так же «Человек с двумя поцелуями» в исполнении Владимира Тягичева. Это персонаж из пьесы «Трагедия». Неожиданная и яркая рекурсия добавляет спектаклю немного артхаусности, вынося зрителя на мета-уровень.
Сложно обойти вниманием исполнителя роли Осипа Брика – Александра Боброва. Не единожды срывая овации своими пиковыми эмоциями, он являет на сцене персонажа, заворожённого Маяковским и который у зрителя вызывает лишь положительные впечатления.
Уже упомянутый Дмитрий Новицкий определено является одной из ярчайших звёзд на небосклоне спектакля. Ярчайшее соло «Ананасов в шампанском» являет элегантнейший и музыкальнейший номер. Полная противоположность натуре главного героя. Мы помним из истории: в соревновании, что наши современники назвали бы ёмким словом «батл», победил именно Игорь Северянин. И в спектакле для зрителя данная победа очевидна. Маяковский, вопрошающий и укоряющий о бездействии, и отвечающий ему Северянин, в понятных нам строках «Ещё не значит быть изменником — Быть радостным и молодым». Мурашек от исторический параллели в данный момент избежать крайне сложно, особенно к завершению стихотворения.
На этом отсылки не заканчиваются. Визуальное творчество поэта также является частью спектакля и являет собой не менее мощное высказывание. События столетней давности оказываются не так далеки, а даже более чем когда-либо понятны и близки зрителю.
Сложнейшая сценография играет, поражает и сбивает. Где-то гротескная, где-то комичная, где-то лаконичная, но всегда – вызывающая эмоции. Ровно как и музыка. Пусть это не традиционный мюзикл, где есть заглавная песня в духе «Кошек» или «Иисус Христос — суперзвезда», но именно органичное музыкальное сопровождение делает постановку завершённой.
Ирония судьбы. Владимир Маяковский, желающий сбросить классиков с парохода современности, сам стал классиком и мы говорим о посвященных именно ему «нерукотворных памятниках». Но кто знает, может пересмотрел бы поэт свое отношение к данному статусу, увидь он этот спектакль?
Вам стоит сложить об этом мнение самостоятельно.