Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. «Чудеса и проповеди Христа» — выставка, продолжающая показ графического цикла «Библейские эскизы», работе над которым художник отдал последнее десятилетие своей жизни — с конца 1840-х до начала 1858 года.
По замыслу Иванова, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельская тема — «жизнь и деяния Христа» — должна была предстать в окружении изображений ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейских текстов. Композиции росписей складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
В «Библейских эскизах» выразились сложные художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами — о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира.
Задуманный художественный ансамбль «Храм искусства», или «Храм философии» можно отнести к романтическим утопиям. Работа Иванова не была завершена. В какой-то мере эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.
Выставка «Чудеса и проповеди Христа» посвящена периоду жизни Иисуса, который называют временем его общественного служения. Экспозиция включает работы на темы крещения, призвания учеников, чудес, в том числе знаменитый шедевр художника — эскиз «Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра)». Значительное место принадлежит акварельным листам со сценами бесед, пророчеств, проповедей, среди них «Христос и самарянка», «Христос и Никодим», «Проповедь Христа в храме». Им свойственны композиционная изобретательность, смелые пространственные и световые эффекты в изображении интерьеров с величественными колоннадами, лестницами. Особая эмоциональность отличает эскизы, на которых Христос предстает перед народом на портике храма, на улицах и площадях, заполненных толпой, выступающей постоянным свидетелем и участником происходящего. Завершенность акварелей, их количество говорят об особом интересе автора к этой теме. Она отвечала размышлениям Иванова о пророческой роли художника, его особом предназначении влиять своим искусством на нравственную природу человека.
Сцены, иллюстрирующие важнейшие моменты евангельской истории, должны были занимать главные, центральные поля отдельных стен предполагавшегося здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные, меньшего размера, сцены из Ветхого Завета, которые повествовали о чудесах, совершившихся до пришествия Христа. Так, в роспись стены «Чудесное насыщение народа» Иванов, согласно его ссылкам на библейские тексты, собирался включить композиции, рассказывающие о том, как Бог накормил еврейский народ манной небесной. Эти сюжеты рассматривались художником как смысловые параллели евангельским событиям.
Создавая эскизы росписей, Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О его облике говорит лишь один лист в альбоме — чертеж брата художника, архитектора Сергея Иванова «Портик дорического храма» (1857–1858, ГТГ), который, вероятно, является проектом фасада. Сочиненные композиции стенных росписей мыслились Ивановым как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы
Акварельные эскизы исполнены с исключительной творческой свободой, смелостью и новизной художественных приемов, вне традиционных для искусства того времени стилистических норм и границ. Эти небольшие по размеру подготовительные работы имеют самостоятельную эстетическую ценность как шедевры акварельной живописи.
В зале демонстрируется видеоролик, визуализирующий возможное воплощение замысла Иванова, — интерьер здания с росписями, для которых и были созданы акварельные листы.
Уникальный графический цикл «Библейские эскизы», экспонируемый в непосредственной близости к живописным произведениям, расширяет представление о творческом пути Александра Иванова и позволяет ощутить подлинный масштаб художника.
Выставка открыта с 18 июня по 14 ноября 2021 Лаврушинский переулок, 10, зал 11
Состав выставки: около 40 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи
Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова