В октябре 2023 года московские застройщики предлагали покупателям на 15% меньше квартир и апартаментов с чистовой отделкой, чем в начале года, подсчитали эксперты компании «Метриум». В продаже сократилось число квартир как с полной, так и с предчистовой отделкой, тогда как предложение жилья без отделки выросло на 5%.
К концу октября 2023 года в Москве (включая Новую Москву) застройщики продавали 26,7 тыс. квартир и апартаментов с чистовой отделкой, что на 15% меньше, чем в декабре 2022 года, когда на рынке было 31,4 тыс. подобных помещений. Также уменьшилась число вариантов жилья с предчистовой отделкой (white box). В октябре всего таковых насчитывалось 11,1 тыс., а к началу 2023 года – 11,9 тыс., то есть предложение помещений с предчистовой отделкой сократилось на 7%. Одновременно застройщики увеличили число квартир и апартаментов без отделки – с 27,9 тыс. в декабре 2022 года до 29,4, тыс. в октябре 2023 года (5%).
Заметнее всего сократилось жилье с чистовой отделкой в массовом сегменте рынка московских новостроек «старой» Москвы. Здесь число таких квартир и апартаментов уменьшилось с начала года с 17,7 тыс. до 12,6 тыс. (–29%). Вариантов жилья с предчистовой отделкой тоже стало меньше. Их число сократилось с 3,8 тыс. до 3,1 тыс. (–18%). Предложение помещений без отделки не изменилось (около 4,6 тыс. единиц).
В бизнес-классе в «старой» Москве застройщики предлагали 3,2 тыс. квартир и апартаментов с чистовой отделкой против 2 тыс. в декабре 2022 года. Соответственно, предложение выросло на 61%. Однако в бизнес-классе застройщики чаще предлагают квартиры с предчистовой отделкой, и их предложение сократилось с 4,6 тыс. до 4,3 тыс. (на 5%). Превалирующий вариант жилья без отделки сохранил свои позиции (12,1 тыс. помещений).
«Сокращение предложения квартир с отделкой связано с ростом расходов на создание такой опции, – подчеркивает Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – За последние два года заметно увеличились цены на отделочные материалы и работы. Кроме того, строительство в целом продолжало дорожать, а риски снижения спроса увеличились. На этом фоне многие застройщики предпочли увеличить предложение квартир без отделки, чтобы сохранить привлекательный и конкурентный уровень цен».
В премиум-классе в «старой» Москве предложение новостроек с чистовой отделкой почти не изменилось, сохранившись на уровне 920-940 объектов. Однако и в этом сегменте большее значение имеет предчистовая отделка. Число квартир и апартаментов с white box снизилось с начала года с 1,8 тыс. до 1,5 тыс., то есть на 19%. Жилья без отделки стало больше на 3% (с 2,7 тыс. до 2,8 тыс.).
«Квартиры с отделкой очень востребованы, особенно среди покупателей, привлекающих ипотеку, – рассказывает Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development (девелопер премиального жилого квартала «Прайм Парк»). – Ремонт от застройщика обойдется дешевле собственного, и при этом его стоимость будет включена в ипотечные платежи. По мере роста цен на новостройки покупатели все чаще рассматривают готовое жилье в силу выгодности такого предложения».
На рынке новостроек элитного и делюкс-сегмента в «старой» Москве в октябре 2023 года застройщики предлагали 383 объекта недвижимости с чистовой отделкой, тогда как в декабре 2022 года их было 419. Таким образом, в этом сегменте предложение сократилось на 9%. Стало меньше и вариантов жилья с предчистовой отделкой: 109 против 135 в начале года, то есть на 19% меньше. Предложение помещений со свободной планировкой сократилось на 7% (с 654 до 607).
В целом на рынке новостроек Москвы (включая Новую Москву) с начала 2023 года доля новостроек с полной отделкой в продаже сократилась с 45% до 40%, тогда как предложение жилья без отделки выросло с 39% до 44%. Доля white box при этом не изменилась, сохранившись на уровне 16,5%.
«Скорее всего, на рынке новостроек установится относительный баланс между жильем с отделкой и без нее, – комментирует Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – В условиях роста цен на новостройки и повышения ипотечных ставок значительную часть предложения будут формировать новостройки без отделки. Благодаря этому можно сдерживать рост цен и охватывать аудиторию клиентов, которая не заинтересована в готовых планировочных и дизайнерских решениях от застройщика».