В ситуации, когда инвестиции в недвижимость под сдачу не приносят много прибыли, на финансовый рынок влияют геополитические события, а возможности сохранения сбережений в валюте ограничены, некоторые решаются вложить накопленные средства в свое дело и выбирают бизнес по франшизе. Что это такое, чем такой формат предпринимательства привлекает начинающих и опытных бизнесменов, на какие моменты обращать внимание при выборе франчайзера — в нашем материале.
Франчайзинг — способ ведения бизнеса, при котором одна компания (франчайзер) дает другой (франчайзи) право использовать её бренд, продукты и методы работы. Первая помогает запустить и вести бизнес, вторая платит за это паушальный (вступительный) взнос и роялти — часть прибыли. По данным портала franshiza.ru, в России на начало 2023 года было зарегистрировано почти 3250 франшиз, а число занятых во франчайзинговых сетях составило 1,2 млн человек, что на 9% больше, чем годом ранее.
«Покупка франшизы — хороший выбор для предпринимателя, чтобы начать свой первый бизнес и не допустить детских ошибок. Избежать кассовых разрывов, составить корректную бизнес-модель, правильно подобрать локацию и не иметь проблем с зонированием в будущем, настроить продажи и маркетинг с опытным партнером. Главное, что франчайзи получает от владельца бренда — это не известное имя и логотип, а зарекомендовавшие себя методы работы и технологии», — комментирует Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT.
Если говорить про начинающих предпринимателей, такой формат подойдет тем, кто ищет работающий бизнес, не склонен к авантюрам и желанию всё делать по-своему. У опытного франчайзера выстроены процессы и система оценки качества — им надо неукоснительно следовать. За нарушение стандартов право на использование товарного знака может быть отозвано.
Желательно, чтобы предприниматель знал про управление людьми и организацией, имел стратегическое видение. Все ресурсы, необходимые для построения успешного бизнеса, обычно предоставляет головная организация. Также важны обучаемость и интерес к направлению со стороны начинающего бизнесмена: ответственный франчайзер ответит на все вопросы. В случае с фитнес-направлением это могут быть абсолютно разные темы, начиная с технологии уборки и заканчивая мотивационными схемами и инструментами продажи дополнительных услуг.
Серийные опытные предприниматели также покупают франшизы. Часто, чтобы диверсифицировать бизнес и запустить новые направления на той же территории. Они имеют опыт в других нишах, но ценят франшизы за их предсказуемость и возможность быстро нарастить клиентскую базу благодаря известному бренду, а значит сразу начать получать результат. Некоторые видят освободившиеся на рынке ниши и стремятся таким образом их быстро занять.
В последнее время растет популярность так называемых инвестиционных франшиз, когда франчайзи выступает в роли инвестора, а операционным управлением занимается головная организация. Это помогает эффективно вести сразу несколько проектов и не тратить на них лишнее время.
При выборе франшизы стоит обращать внимание на следующие параметры франчайзера:
- Число лет на рынке, число собственных и открытых по франшизе филиалов в интересующих регионах.
- Доля закрытых филиалов из числа тех, которые когда-либо были открыты под франшизой бренда.
- Наличие успешных бизнес-кейсов в тех форматах, которые планируются к открытию.
- Дополнительные возможности и продукты, которые дает франчайзер в рамках стандартного пакета.
«Во франчайзинговый пакет XFIT входит ряд цифровых сервисов. Для полноформатных клубов — это 1С, внутренний B2B-портал, официальное мобильное приложение и услуга добавления информации о клубе во все ресурсы компании, включая сайт xfit.ru. Например, мобильное приложение помогает повысить прибыльность, выступая дополнительным каналом продаж, и позволяет сформировать новые клиентские пути в части реализации дополнительных услуг. Над цифровыми продуктами компании работает целый IT-департамент, причем результатами его труда может пользоваться каждый партнер компании. Это важное преимущество франшизы крупного бренда перед соло-проектами», — комментирует Артур Морозов, директор по цифровым продуктам XFIT.